Взаимосвязь самооценки и стиля родительского воспитания младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Одним из значимых компонентов самосознания личности является самооценка. При этом самооценка выступает как важнейший регулятор направленности личности. Проблема формирования самооценки у детей младшего школьного возраста приобретает в настоящее время особое значение, так как в современных условиях показатели ее развития рассматриваются не только как явление процесса личностного роста школьников, но и как показатель деятельности образовательного учреждения. Адекватная самооценка — один из критериев сформированности у младшего школьника социальной зрелости. Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко рассмотрены особенности влияния семьи на формирование личности детей, недостаточно изучен вопрос влияния отдельных факторов семейного воспитания на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.
В зарубежной психологии самооценка рассматривается как механизм, обеспечивающий баланс отношений личности с окружающей его средой (З.?Фре
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………….…………………………..….3
Глава 1 Теоретическое обоснование взаимосвязи самооценки
и стиля родительского воспитания младших школьников………….…….……5
1.1 Теоретический анализ понятия самооценки младших школьников….….…5
1.2 Разновидности стилей родительского воспитания и их
характеристика………………………………………………………………...….11
1.3. Феномен взаимосвязи самооценки и стиля родительского
воспитания младших школьников……………………………………………. .18
Глава 2 Опытно-практическая работа по выявлению взаимосвязи
самооценки и стиля родительского воспитания
младших школьников…………………………………………………………….26
2.1 Изучение взаимосвязи самооценки и стиля
родительского воспитания младших школьников……………………...…….. 26
2.2 Содержание работы по коррекции самооценки младших
школьников………………………………………………………….…………....34
Заключение…………………………………………………………….……...….40
Список использованных источников и литературы……………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды. Том 2. – М.: мпси, 2018. – 134 с
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Хрестоматия /
под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Издательство ?Институт практической психологии?, Воронеж: НПО ?МОДЭК?, 2017 - 352 с.
Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова,
В.П. Зинченко. – М.:2020. – 672 с.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Владос - пресс, 2007. – 160 с.
Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. М.: Просвещение, 2013. – 288 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.– М.: мпси, 2020. – 374 с.
Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 2018. – 256 с.
Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. — М.: Институт практической психологии, 2018. – 514 с.
Леонтьев А. Н. О диагностических методах психологического исследования школьников. – М.: Астрель, 2015. – 67 с.
Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Астрель, 2018. – 236 с.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 20117. - 456 с.
Рубинштейн С.П. Основы общей психологии: в 2 т. – М., 1989 - Т.1
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б.
Эльконин. - М., 2014. -150 с.
Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. — М.: Институт практической психологии, 2018., с. - 219
Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. — М.: Институт практической психологии, 2018., с. - 234
Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. М.: Просвещение, 201
Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Авторитарное воспитание - тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины. При этом доминирует такой воспитательный метод как требование. Принуждение является основным путем передачи социального опыта детям. Степень принуждения определяется тем насколько ребенок имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы-семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценности религии и т. п. В деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности всезнайства.
По мнению Т. А.?Куликовой, авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства доминированием единоначалия. В этом случае родитель единолично принимает, и отменят решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельнос