Институт защиты нематериальных благ в виде чести, достоинства и деловой репутации
Введение
Актуальность избранной темы характеризуется такими аспектами как общая ориентация механизмов правовой защиты в отечественной практике на максимально возможный охват объектов гражданских правоотношений, развитие вместе с общественными отношениями способов ущемления прав и свобод в них, выработки способов пресечения правонарушений и восстановления ущемленных прав. Такие объекты гражданских правоотношений как честь, достоинство и деловая репутация стали самостоятельной и институционально значимой категорией нематериальных благ, которые сформировали собой отдельную проблемную область правовой защиты. По данным Верховного Суда РФ, в среднем в год рассматривается 5000 дел в судах общей юрисдикции и 800 дел в арбитражных судах, предметом которых становятся ущемленные честь, достоинство или деловая репутация граждан и организаций. А начиная с 2017 года, общая сумма присужденных компенсационных выплат по таким делам резко возросла с 25,4 млн. руб. (в 2016-м) до 185,9 млн. руб.
Содержание
Введение ………………………………………………….………...……... 3
1. Общая характеристика чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве и их защиты …………………………….... 7
Честь, достоинство и деловая репутация как объекты гражданско-правовой защиты ………………..………………………………………...…....... 7
Защита чести, достоинства и деловой репутации как юридическая категория ……………………………………………………………….…..…… 11
2. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации в сети Интернет по действующему российскому законодательству …………………………………………………………..…. 16
2.1. Способы гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации от посягательств в сети Интернет ………………….….... 16
2.2. Проблемы гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации в сети Интернет ………………………………...…..……. 21
Заключение ……………………………………………………………... 26
Список использованных источников ……………………………….. 28
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.04.2022 г.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 25 февраля 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 46, ст. 4532.
4. О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 102-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 18, ст. 2572.
5. О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 02 июля 2013 г. № 142-ФЗ // Российская газета. 2013. 05 июля.
6. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 41, ст. 4849.
7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (1 ч.), ст. 3448.
8. О связи: Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 28, ст. 2895.
9. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 01 июля 2021 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7, ст. 300.
Учебники, учебные пособия, научные статьи, комментарии законодательства
10. Бурцева, М. Н., Пахомова, Т. В. Репутационный риск. Управление деловой репутацией в современных условиях / М. Н. Бурцева, Т. В. Пахомова // Научные Записки ОрелГИЭТ. - 2015. - № 2 (12). - С. 189 - 194.
11. Гражданское право в 3-х т. Т. 1: учебник / под ред. А. П. Сергеева. М. : Велби, 2010. – 1008 с.
12. Гражданское право: учебник в 2 т. / под ред. Б.М. Гонгало. Москва: Статут, 2016. Т.1. – 511 с.
13. Гражданское право. Том 1. Часть первая: учебник / под ред. Т. В. Дерюгина, Е. Ю. Маликова. М.: Зерцало-М, 2015. – 400 с.
14. Луговский, С. Г. Некоторые аспекты защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел в средствах массовой информации и в сети «Интернет» / С. Г. Луговский // Защита прав сотрудников органов внутренних дел: доктрина, практика, техника. Под редакцией Д. Н. Архипова, В. М. Баранова. Н. Новгород: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2019. - С. 117 - 124.
15. Прохоров, Н., Сидорин, Д. Управление репутацией в интернете / Н. Прохоров, Д. Сидорин. М.: Университет «Синергия», 2017. – 160 с.
16. Рябченко, А. Г., Кокова, В. М. Гражданско-правовая защита в общем механизме юридической защиты чести, достоинства и деловой репутации / А. Г. Рябченко, В. М. Кокова // В сборнике: Право, государство и экономика: проблемы теории, истории и практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 279 - 283.
Диссертации, авторефераты диссертаций, монографии
17. Власов, А. А. Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации: дис. … д. ю. н. / А. А. Власов. М.: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2000. – 385 с.
18. Дюбко, Е. Г. Нематериальные блага и личные неимущественные права граждан и юридических лиц: теоретические и практические проблемы их защиты: автореф. … к. ю. н. / Е. Г. Дюбко. М.: Российский государственный социальный университет, 2015. – 26 с.
19. Килинкаров, В. В. Право на деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности: автореф. … к. ю. н. / В. В. Килинкаров. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2011. – 30 с.
20. Килиуш, О. А. Защита деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (правовые аспекты): автореф. … к. ю. н. / О. А. Килиуш. М.: Институт государства и права РАН, 2011. – 34 с.
21. Кузнецов, Н. М. Содержание отношении по защите чести, достоинства и деловой репутации: автореф. … к. ю. н. / Н. М. Кузнецов. М.: РУДН, 2009. – 27 с.
22. Супрунов, А. Г. Правовая защита деловой репутации по законодательству современной России (общетеоретический аспект): автореф. … к. ю. н. / А. Г. Супрунов. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2009. – 34 с.
23. Тимерханов, А. А. Деловая репутация юридического лица: автореф. … к. ю. н. / А. А. Тимерханов. М.: Российская правовая академия Министерства юстиции РФ, 2013. – 23 с.
24. Тимешов, Р. П. Нематериальные блага в гражданском нраве и их защита: автореф. … к. ю. н. / Р. П. Тимешов. Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2010. – 25 с.
25. Тюленев, И. В. Защита чести, достоинства и деловой репутации по российскому и международному законодательству: автореф. … к. ю. н. / И. В. Тюленев. М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2010. – 29 с.
26. Хавжокова, З. Б. Защита чести, достоинства и деловой репутации: теория и практика гражданско-правового регулирования: автореф. … к. ю. н. / З. Б. Хавжокова. М.: Юридический институт Московской академии экономики и права, 2009. – 28 с.
Материалы судебной практики
27. О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 57 // Бюл. Верховного Суда РФ. 2018. №4.
28. О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 // Российская газета. 2005. 15 марта.
29. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 марта 2016 г.) // Бюл. Верховного Суда Рос. Федерации. 2016. №10.
30. Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 июня 2020 г. по делу № 88-9977/2020 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 08.04.2022 г.).
31. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2019 г. по делу № 88-191/2019 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 08.04.2022 г.).
32. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 09 октября 2018 г. по делу № 33-12158/2018 [документ опубликован не был] // СПС КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 03.04.2022 г.).
Электронные ресурсы
33. Держим марку. Как сохранить репутацию компании. Раздел: уроки бизнеса. [электронный ресурс]. Официальный интернет-сайт ПАО «Сбербанк». URL: https://www.sberbank.ru/ (дата обращения: 07.04.2022 г.).
34. Понятие репутационных рисков. Раздел: Теория PR. [электронный ресурс]. Интернет-портал «Школа рекламиста». URL: https://www.advertiser-school.ru/ (дата обращения: 06.04.2022 г.).
35. Сухих, А. Оскорбление через Интернет. По делам о защите чести, достоинства личности и деловой репутации осталось еще много неразрешенных вопросов / А. Сухих // Интернет-версия газеты «Адвокатская газета». Материал выпуска № 14 (79) 16 - 31 июля 2010 года. URL: https://www.advgazeta.ru/arhivnye-zapisi/oskorblenie-cherez-internet/ (дата обращения: 08.04.2022 г.).
36. Центр защиты прав СМИ. URL: https://mmdc.ru/ (дата обращения: 03.04.2022 г.).
С покушением на деловую репутацию наиболее тесно связано такое понятие как «репутационные риски», которым на практике уделяется достаточно пристальное внимание, тогда как на законодательном уровне фактически не признается. При этом согласно источникам репутационные риски определяются по-разному:
- возможные потери из-за негативного отношения клиентов, партнеров и инвесторов;
- совокупность рисков, возникающих в результате деятельности компании и связанных с неудачным использованием бренда, некачественным производством товаров и услуг, неисполнением соответствующих законов, а также ущербом, причиненным ее репутации, которые угрожают в долгосрочной перспективе доверию со стороны клиентов и партнеров