Амбивалентность в английском политическом дискурсе (на материале публичных выступлений американских политических деятелей)
Введение
Люди используют язык как инструмент для выражения своих мыслей в различных коммуникативных ситуациях, более 40 % которых носят политический характер. Согласно концепции Аристотеля, «каждый социальный индивид представляет собой тварь политическую» [Приводится по: Chilton, 2004, p.3]. Следовательно, образ мышления каждой языковой личности в той или иной степени носит политический характер.
Бытовые политические высказывания наряду с публичными выступлениями в настоящее время всё чаще становятся предметом научно-исследовательского интереса. За последние шесть десятилетий за рубежом увеличилось число различных публикаций, обращений, публичных выступлений и исследований, в которых используется склонность отвечать на внешние раздражители двоякой, противоположной, антагонистической реакцией, что становится особенно актуальным в условиях диверсификации речи. Исследованием дискурсивных трансформаций, критическим дискурсивным анализом, речевыми играми каламбурами политических высказыва
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Дискурс как средство вербализации национальной ментальности 8
1.1 Дискурс как лингвистический феномен 8
1.1.1 Подходы к изучению дискурса 9
1.1.2 Дискурс в современной лингвистике 11
1.1.3 Типология дискурса 13
1.1.4 Жанровые особенности дискурса 15
1.2 Цель, задачи и функции политического дискурса 16
1.3. Национально-культурные особенности политического дискурса в Великобритании 23
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Амбивалентность как тактика английского политического дискурса 33
2.1 Амбивалентность как антропологический феномен 33
2.2 Стратегии и тактики политической коммуникации в Великобритании 38
2.3 Амбивалентность как тактика политического дискурса 42
2.3.1 Вербальные проявления амбивалентности 44
2.3.2 Невербальные проявления амбивалентности 49
Выводы по главе 2 55
Заключение 56
Библиография 58
Приложение А: Визуальные проявления невербальной амбивалентности 63
Библиография
1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 137.
2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
3. Богушевич Д.Г. Единица, функция, уровень: К проблеме классификации единиц языка. М.: Высшая школа, 1985. 116 с.
4. Богушевич Д.Г. Характеристика коммуникативной роли и выбор формы иллокутивного компонента высказывания // Методика обучения иностранным языкам. Романское и германское языкознание. Мн., 1989. Вып. 4. С. 56-60.
5. Богушевич Д.Г. Характеристика коммуникативной роли и выбор формы иллокутивного компонента высказывания // Методика обучения иностранным языкам. Романское и германское языкознание. М., 1989. Вып. 4. С. 56-60.
6. Ветошкина М.К. К вопросу об исчислении коммуникативных ролей // Прагматика и логика дискурса. Ижевск: Наука, 1991. С. 78-84.
7. Водак Р. Язык. Дискурс. Политика. Волгоград: Перемена, 1997. 225 с.
8. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. М, 1985. С. 217–237.
9. Дмитриева Ю.П. Коллективизм как ценностная составляющая социального управления в России (историко-философский аспект) // Университетские чтения. Пятигорск: ПГЛУ, 2015. С. 61-67.
10. Дейк ван. Т.А. Язык и идеология: к вопросу о построении теории взаимодействия // Методология исследований политического дискурса: Актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов. Вып. 2. Минск: БГУ, 2000 С. 50-63.
11. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 312 с.
ая – объединяющая общество в период кардинальных разногласий переходного периода и не только;
13) Интегрирующая – синтез позитивных элементов обсуждаемых точек зрения и связанных с ними направлений исследования;
14) Корректирующая – уточнение, исправление высказанных мнений, понятий, доводов;
15) Конституирующая – решение вопроса о принятии или отвержении обсуждаемых точек зрения;
16) Контрольная – выполнение функции «общественного закона»;
17) Манипулятивная – возможность манипулировать сознанием других участников дискурса посредством ярких метафор и веских аргументов в свою пользу;
18) Координирующая – аргументированное согласование мнений участников дискурса и приведение их в соответствие с достигнутым согласием;
19) Мобилизационная – заставляет собраться и подготовиться психологически каждого участника коммуникационного процесса к выполнению строгих «правил игры» политического дискурса по достижению общественного согласия» [Шейгал, 2004, с. 214].
Все