Десакрализация театрального искусства в эпоху потребления (на анализе работ И. Гофмана)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования состоит, во-первых, в том, что реальность диктует правила, которых искусство придерживаться. В то же время искусство способно моделировать новые смыслы, призывающие людей к рефлексии над собственной жизнью. Масштабы распространения культа потребления приводит к моментальной смене паттернов поведения, оказывающих активное влияние как на отдельных индивидов, так и на общество в целом. Дискурс смещается сугубо на удовлетворение потребности. Возникает духовный кризис индивидуального и коллективного сознаний, вследствие утраты значимости сакральных образцов. Происходит падение традиционной системы ценностей, изменение ожиданий от продуктов культуры. Актуализируется рассмотрение процесса десакрализации театрального искусства в эпоху потребления. Ведь театр как социальный институт, как отдельное пространство и реальность выступает средством к самоопределению в современных процессах трансформаций от духовной составляющей к материальной. «Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры. У них есть свои выходы, уходы. И каждый не одну играет роль.», - известный афоризм У. Шекспира уже не кажется мистификацией социальной реальности, а выглядит довольно логичной проекций театраль-ных практик на социальную жизнь индивида и общества. В этой связи актуальными выступают работы представителя «второго поколения» Чикагской школы в социологии И. Гофмана, который в своей социологической теории уподобил актёров театра акторам в реальной жизни в рамках процесса социального взаимодействия.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ДЕСАКРАЛИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОГО УНИВЕРСУМА 9
1.1. Истоки и основы десакрализации театрального искусства 9
1.2. Особенности театрального искусства в обществе потребления 19
ГЛАВА 2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ И. ГОФМАНА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ ПОТРЕБЛЕНИЯ 29
2.1. Социальная драматургия И. Гофмана 29
2.2. Теория «драматругического подхода» И. Гофмана 39
2.3. Проявление драматургической теории И. Гофмана на примере трансформации театрального искусства в эпоху потребления 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Адрианова Т.О. Социальные функции театра // Вестник ЧелГУ. 2012. №35 (289).
2. Алексеев А.Н., Дмитриевский В.Н. Театр и зритель. Проблемы социологии театрального искусства / А.Н. Алексеев, В.Н. Дмитриевский. – М.: 1973.
3. Батыгин Г.С. Континуум фреймов: социологическая теория Ирвинга Гофмана: вступит. ст. к изданию // Гофман И. Анализ фреймов.
4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. – М.: Культурная революция, 2006. – 535 С.
5. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Изд-во «РУДОМИНО», 1999
6. Бодрияйр Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр; [пер. с фр. А. Качалова]. — М: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. — 240 с. - (Тех-нология свободы).
7. Брехт Б. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания: в 6 т. М.: Искусство, 1965.
8. Гараджа В.И. Социология религии // Социологическая энциклопе-дия: в 2-х т. М.: Мысль, 2003. Т. 2. С. 549.
9. Горбунова Е.В. Истоки и основы десакрализации в искусстве. // ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ, ФИЛОЛОГИИ, КУЛЬТУРЫ. - 2015. - №2 (48). - С. 292-299.
10. Гофман И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта/ Пер. с англ. Р.Е. Бумагина, Ю.А. Данилова, А.Д. Ковалева, О.А. Оберемко под ред Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой. М.: Институт со-циологии РАН; ФОМ, 2004.
11. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни /Пер. с англ, и вступ. статья А.Д. Ковалева — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 304 с. (Малая серия «LOGICA SOCIALIS» в серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»).
12. Гофман. И. Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу /. Пер. с англ.; под ред. Н.Н. Богомоловой, Д.А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2009.
13. Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии. Учебник для вузов. М.: Академический проект, 2005. – 704 с.
14. Дюркгейм Э. Социология: её предмет, метод, предназначение. 3-е изд., доп. и исправл. / пер. с фр., состав., вступ. ст. и примеч. А. Гофмана. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2008. С. 388.
15. Жегульская А.А. Основные характеристики театра как социального института. [Электронный ресурс] Режим доступа (URL): https://istina.msu.ru/publications/article/261978942/ (Дата обращения: 05.12.2021)
16. Жегульская А.А. Трансформация культурного поля театра в эпоху постмодерна: опыт практического исследования. [Электронный ресурс] Ре-жим доступа (URL): https://istina.msu.ru/publications/article/212534804/ (Дата обращения: 05.12.2021)
17. Камю А. Миф о Сизифе: философский трактат. Падение: повесть / пер. с фр. -СПб.: Азбука-классика, 2001. - 256 с.
18. Кафка Ф. Дневниковая запись от 02.05.1913 // Cобрание сочинений в 4-х томах. СПб., 1999, Т. 4, с.244.
19. Ковалев А. Книга Ирвинга Гофмана //Социология по-новому. [Электронный ресурс] Режим доступа (URL): https://socioline.ru/pages/aleksandr-kovalev-kniga-irvinga-gofmana? (Дата об-ращения: 27.11.2021)
20. Ковалев А.Д. «Социальная драматургия» Ирвина Гофмана в кон-тексте истории социологической мысли (к вопросу об американской версии социологического номинализма) // Новое и старое в теоретической социологии (Книга 2) / Под ред. Ю.Н. Давыдова. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 2001. - Кн. 2. С. 22-42.
21. Леман Х.-Т. Постдраматический театр. М.: ABCdesign, 2013
22. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П., Щипанов Н.И., Яновский Р.Г. Со-циология. М.: Мысль, 1990. С. 64.
23. Осипова Н.Г. Современная социологическая теория: учеб. для обучающихся по направлению подготовки «Социология» по уровням образования (бакалавриат 39.03.01 и магистратура – 39.04.01). Ч. 2. – М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2020. – 432 с.
24. Станиславский К.С. Собрание сочинений / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 1955.
25. Хрестоматия по истории зарубежного театра: учебное пособие / под ред. Л. И. Гительмана. - СПб.: Изд-во СПГАТИ, 2007. - 640 с.
26. Цишковская М.С. Традиции русского театра и постмодерн: к во-просу о трансформации социально-культурных функций искусства. [Элек-тронный ресурс] Режим доступа (URL): https://elibrary.ru/download/elibrary_43929936_91115853.pdf (Дата обраще-ния: 10.12.2021)
27. Шеремет А.Н. Социальный театр как способ преодоления социальной эксклюзии // Социология. 2021. № 4. С. 227-235.
28. Goffman Erving. The Presentation of Self in Everyday Life. New York: Anchor Books, 1959.
Один из наиболее оригинальных исследователей в социологии Ир-винг Гофман является главным теоретиком драматургического подхода. Ос-новным объектом социального анализа для него выступает повседневное поведение людей, мир их обыденной, даже рутинной жизни. Гофман посвятил большую часть своей жизни наблюдению за поведением людей, и, соответ-ственно, изучению впечатлений в социальном взаимодействии (например, он частично привлекал материалы его собственного исследования «фермерского сообщества, ведущего натуральное хозяйство на одном из Шетландских островов» [цит. по 11, с. 30]), поэтому его теорию иногда называют теорией управления впечатлениями, которую принято рассматривать в рамках драматургического подхода. Собственно, драматургический подход состоит в проведении аналогии межу миром социальным, реальным и миром театра, где социальные роли — это прототип ролей, исполняемых актёрами театра, задачей которых является произведение впечатления на участников процесса интеракции с целью получения их ответной реакции. То есть социальная роль, по сути, отождествляется с проекцией определенной личности, личностных свойств в любой ситуации соприкосновения разных людей друг с другом. И зачастую отказ от исполнения своей роли влечёт за собой разного рода санкции в отношении исполнителя. Гофман в основу своей теории заложил концепцию множественности социальных личностей, согласно которой индивид является участником множества социальных групп, вследствие чего у него наблюдается количество различных социальных «Я» прямо пропорциональное количеству этих групп. Таким образом, социолог обращается к исследованию тех характерных масок, которые примеряет на себя отдельная личность, будучи социальным актёром.