Особенности формирования представлений об окружающем мире у младших школьников со сложной структурой дефекта (нода и легкая умственная отсталость)
ВВЕДЕНИЕ
Система специального образования призвана создавать условия для социализации детей с особыми образовательными потребностями, к которым относятся и дети со сложной структурой дефекта - комплексными сенсомоторными и интеллектуальными нарушениями. Сложная структура дефекта понимается как сочетание двух первичных психофизических нарушений у одного ребенка, которые образует качественно новую, сложную структуру нарушений развития.
К лицам со сложной структурой дефекта относятся и дети с сочетанием интеллектуального нарушения развития и нарушением опорно-двигательного аппарата, осложненные нейросенсорными нарушениями, а также имеющие дизартрические нарушения и системное недоразвитие речи. У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических функций. При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражено чувство неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. Количество детей со сложным дефектом в нашей стране растет из года в год.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………..………………………...………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .
§ 1.1. Представления об окружающем мире как педагогический феномен…...7
§ 1.2. Особенности формирования представлений об окружающем мире у младших школьников…………………………………………………………………14
§ 1.3. Понятия ДЦП и умственная отсталость. Причины, классификация, симптоматика и структура нарушения…………………….…………………………30
§ 1.4. Особенности формирования представлений об окружающем мире у младших школьников со сложным дефектом (НОДА+УО) ………….………….….52
§ 1.5. Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА и УО….62
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ.
§ 2.1. Научно-теоретическое обоснование выбора методик………………….65
§ 2.2. Методика констатирующего эксперимента………………………….…68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..………………………...……………..….73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….....75
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………...…82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. –– М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2. Архипкин В. Г. Естественнонаучная картина мира: учеб. пособие. – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2012.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). - М.: Просвещение, 1989.
4. Архипова Ю. И. Учебное исследование как средство познания окружающего мира. // Начальная школа. – 2010. - №7. – с.110-115.
5. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи. Киев: Здоровье, 1988.
6. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников I-II курсов дефектолгичских факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1987.
7. Белопольская Н. Л. Недостающие предметы: Психодиагностическая методика (Модификация методики Г. И. Россолимо): Руководство. – М.: Стереотип, 2008.
8. Бодалев А.А. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и
факторы, которые их определяют. // Мир психологии, 1999. №4 с. 26-29.
9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1–4 классы. — М.: Вентана-Граф, 2005.
10. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов. — М.: Школа-Пресс, 1994.
11. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы. /под ред. В.В. Воронковой: 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006.
12. Выготский JI.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. - М.: Учпедгиз, 1935.
13. Выготский JI.C. Проблемы развития психики. Собр.соч. в 6 т. Т.З. / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983.
14. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб: Лань, 2003.
15. Вялых О.А. Особенности конструктивной деятельности младших
школьников с недостатками в интеллектуальном развитии. Дисс.канд.
психол. наук. - Иркутск, 1999. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/osobennosti-konstruktivnoi-deyatelnosti-mladshikh-shkolnikov-s-nedostatkami-v-intellektualno
16. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
17. Головко Е.В. Моделирование в процессе изучения «окружающего мира» в начальной школе: учеб.-метод. пособие. - Белгород: ИД «Белгород», 2013.
18. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1997.
19. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.В.Жигорева. — М. : Издательский центр «Академия», 2006.
20. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М.: Едиториал УРСС, 2021.
21. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Издательство Московского университета, 1986.
22. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. СПб.: Речь, 2003.
23. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. - Киев: Медицина, 1987.
24. Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: Учебно-метод. пособие. — Курск: Курский государственный университет, 2007. – 121с.
25. Калмыкова З.И., Кулагина И.Ю. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития - М.: Педагогика, 1986.
26. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
27. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (руководство для врачей). — М.: Медицина, 1979.
28. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания. Практикум: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательство «Юрайт», 2019.
29. Козявкин В.И. Детские церебральные параличи. -Львов: Медицина, 1999.
30. Коробейников И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. дис.канд. псих. наук - М., 1980. Режим доступа: http://childpsy.ru/dissertations/id/18799.php
31. Косымова А.Н. Изучение и коррекция представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития: дис.канд. псих. наук - М., 2006 - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/izuchenie-i-korrektsiya-predstavlenii-ob-okruzhayushchem-mire-mladshikh-shkolnikov-s-narushe
32. Лубовский В. И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
33. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии); Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1978.
34. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
35. Маркова Т.В. Формирование естествоведческой компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы 8 вида: дис.канд. пед. наук - М., 2015 - Режим доступа:
https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_007891177/
36. Мастюква Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопедов. / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. - М.: «Просвещение», 1989.
37. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. - М..Педагогика, 1984.
38. Медведева Н. Г. Формирование целостной картины мира у ребенка на начальной ступени обучения в педагогической системе К. Д. Ушинского: Автореф. дисс.канд. пед. наук. - Курск, 2009. Режим доступа:
https://www.dissercat.com/content/formirovanie-tselostnoi-kartiny-mira-u-rebenka-na-nachalnoi-stupeni-obucheniya-v-pedagogiche
39. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Режим доступа: https://mkb-10.com/
40. Менчинская Н.А. Избранные психологические труды / Под ред. Е.Д.
Божович. - М.: Изд-во Московского психосоциального ин-та, 2004.
41. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. — М.: АСТ, 2009.
42. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов аномальных детей. - М.: Просвещение, 1969.
43. Ожегов С.И. Словарь. Режим доступа: http://ozhegov.info/slovar
44. Очирова Н. В. Формирование целостной картины мира у младших школьников в информационно-образовательной среде: дисс .канд. пед. наук. – Улан-Удэ, 2010. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-tselostnoi-kartiny-mira-u-mladshikh-shkolnikov-v-informatsionno-obrazovatelnoi-
45. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие. –– М . : Академия, 2002.
46. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.
47. Плешаков А.А. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1-4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2014.
48. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». - М.: Просвещение, 1986.
49. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
50. Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. - Ташкент: Медицина, 1997.
51. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по пед. специальностям. - М.: Академия, 2000.
52. Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с детским церебральным параличом. // Дефектология, 1981. №4 с. 16- 17.
53. Слепова Н. В. Формирование познавательного интереса у младших
школьников со сложной структурой дефекта в процессе ознакомления с природой: дисс.канд.пед.наук. - М., 2006. Режим доступа:
https://www.dissercat.com/content/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-u-mladshikh-shkolnikov-so-slozhnoi-strukturoi-defekta-v
54. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М.: Просвещение, 1966.
55. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие. — М.: Просвещение, 2004.
56. Сухарев Ю.Ф. Природоведение: учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). – Чапаевск: ОАО ЧИПО, 2006.
57. Титова О.В. Формирование пространственных представлений у умственно отсталых младших школьников с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича: дис.канд. пед. наук - М., 2002 - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/viewer/64733/d?#?page=1
58. ФГОС НОО, утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373.
59. ФГОС НОО ОВЗ, утвержден Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598.
60. Федосеева, О. А. Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. //Молодой ученый, 2012. — № 11 (46) с. 489-491. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/46/5680/
61. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. - М.: АО «Столетие», 1997.
62. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика, 1980.
63. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1990.
64. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб: Изд-во «Дидактика Плюс», 2003.
65. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Предметы «Мир природы и человека» и «Природоведение» обеспечивают формирование личностных, регулятивных и познавательных учебных действий. В процессе изучения окружающего мира природы у обучающихся формируются и систематизируются представления о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, жизни растений и животных, строении организма человека и т.д. Обучающиеся учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность учащихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов. Знания о природе помогают детям видеть прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней, стремление беречь и охранять природу.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с НОДА с УО (ИН) является достижение предметных результатов и достижение результатов освоения программы коррекционной работы. Оценка производится по 5-бальной системе. По окончании 9 класса обучающиеся сдают 2 испытания: экзамен по трудовому обучению и межпредметный тест, в случае удовлетворительной сдачи, обучающиеся с НОДА и УО (ИН) получают свидетельство об обучении.