Использование технологии проектной деятельности на уроках географии
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя технологию, основанную на осуществлении проектной деятельности. Сущностью проектной деятельности является в разработка проблемы, используя учеником своего багажа знаний и конечном ее решении, оформленной в виде проекта.
Смыслом проектного обучения является развитие самостоятельности как в работе с литературными источниками, так и в поиске темы для работы. Еще одним плюсом такой деятельности является развитие творческого мышления, ведь ученик самостоятельно выбирает тему работы и с интересом проводит исследование выбранной темы, тем самым само обучаясь. Проектная деятельность в комбинации с традиционным методом обучения является эффективным компонентом в работе учеников.
Учебные проекты, появившиеся в конце XIX в. в американских школах, не новы. Они базировались на методологических теориях «прагматической педагогики», родоначальником которой является философ и педагог Джон Дьюи. Он был уверен в необходимости проводить обучение и воспитание основываясь на личном опыте детей и расширять их знания, по предметам, которые относятся к сфере интересов учеников в данный момент. Таким образом ребенок мог научиться решать на практике жизненные вопросы и проблемы в рамках культурных норм общества. То есть адаптировать к реальной жизни, а не теоретическим условиям.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы использования проектной деятельности в школьном обучении 6
1.1 История возникновения проектов в обучении 6
1.2 Особенности использования проектов в обучении географии 11
2. Технологии проектной деятельности 13
2.1. Сущность и основные характеристики проектной деятельности 13
2.2. Виды проектов. 23
2.3. Требования к проектам 27
3 Значение географии в обучении и воспитании 30
3.1 Роль географии в школе 30
3.1 Организация проектной деятельности по географии. 33
3.2 Метод проектов в моей педагогической практике 34
Заключение 41
Список литературы:
Список литературы:
1. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. // методист. –2004. -- № 3. – с. 44 – 48
2. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 5.
3. Развивающее образование. Т. 1: Диалог с В.В.Давыдовым. - М.: АПК и ПРО, 2002. – 254 с.
4. Естественно – научные проекты. 10 – 11 классы (География. Биология. Химия.) / сост. Демидова М.Ю. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80-е («Естествознание в школе. Библиотека журнала» Вып. 3).
5. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.,2013.
6. ВасильевВ.Проектно-исследовательскаятехнология:развитиемотивации// Народное образование 2016. - №9. - с.177-180.
7. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. -2010.– №4.
8. ГОСТ № 1897. Федеральный государственный образовательный стандарт. Основное общее образование. — Введ. 2010-12-17. — С. 29-31.
9. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. М.: Издательский центр «Академия», 2012. — С. 66-80.
10. Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. – М.:АСТ – Астрель, 2012.
11. Журнал “География в школе”, № 4,5,6,/2014. 5.Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методика психологопедагогического исследования. - М.:Академия, 2005.- С.208.
12. Максаковский В.П. Научные основы школьной географии. М. Просвещение, 2002. – С.202-208 .
13. Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся . Волгоград: Учитель, 2011.
14. Интернет - ресурсы
15. Сайт программы «Обучение для будущего»
Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
1. http://urla.ru/1000099y
2. http://urla.ru/1000099x
3. http://io.nios.ru/index.php?rel=30&point=11&art=966
4. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node19.html
Ролевой (игровой) проект направлен на приобретение участниками различных ролей литературных или исторических персонажей для воссоздания разных общественных и официальных отношений через игровые ситуации. Такие проекты, за редким исключением, всегда проводятся в виде мероприятия, которые можно назвать конечным итогом работы.
Практико-ориентированный (прикладной) проект направлен на устранение общественных задач, отображающих круг интересов участников. Эти проекты отличает конкретно обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, города и т.д. Конечным итогом работы будут служить разнообразные учебные пособия или рекомендации.
Далее рассмотрим основные виды проектной деятельности по предметно-содержательной области.
Монопроект выполняется в рамках одной области знаний, при этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Монопроект предусматривает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.