Исследование особенностей интернет-зависимости в подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наблюдается стремительное развитие технологий. Благодаря ему у нас есть такие технологии, как радио, телефон, телевизор. Они способствовали и увеличению объема информации, доступной человеку. Огромный объем информации, с которым человек ежедневно контактирует, имеет не только положительные, но и негативные воздействия на психику. Вершиной технологических средств, призванных для передачи и распространения информации, являются компьютерные технологии и интернет. Именно они послужили возникновением еще одной, крайне сильной, формы психической зависимости. Для некоторых пользователей уход в виртуальный мир и увлечение компьютерными играми заменили реальную жизнь. Даже незначительное время, проведенное ими вне интернета, вызывает тревожное состояние и эмоциональное возбуждение. Психиатры видят в интернет-зависимости сходство с зависимостью от азартных игр.
Интернет-зависимость особенно сильно беспокоит специалистов, занимающих детскими и подростковыми проблемами
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ 5
1.1 Понятие интернет зависимого поведения у подростков 5
1.2 Особенности интернет-зависимости 12
1.3 Феномен присутствия 13
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 20
2.1 Методика исследования особенностей проявления Интернет-зависимости у современных подростков 20
2.2 Результаты исследования особенностей проявления Интернет-зависимости у современных подростков 22
2.3 Рекомендации по профилактике Интернет-зависимости у современных подростков 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Багулина Н.В., Информационный портал по психологии [Электронный ресурс] // социальный педагог Центра психолого-медико-социального сопровождения «Взаимодействие», Москва, Россия (Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/addictive_behavior/issue/45952_full.shtml ). – 2013
2. Бондаровская, Л.В. Социально-педагогический фактор прямого десоциализирующего влияния семьи на подростка / Л.В. Бондаровская // Вестник экономической интеграции. - 2013. - № 2. - С. 180-185.
3. Брагина О.А. Современные научные взгляды на феномен психологической зависимости от онлайн-игр как один из видов интернет-аддикции // В сборнике: Advances in Science and Technology. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. 2017. С. 165-167.
4. Малыгин Владимир Леонидович,Хомерики Н.С. ,Искандирова А.Б.,Смирнова Е.Б. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика //Мнемозина, 2010 г.- 96 с5. Бурбо, Л.К. Отношения родитель - ребёнок // Киев : 2002. - 376 с
6. Щелина Т.Т., Любаев А.В. Психологическая характеристика подростков с зависимостью от онлайн-игр // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. – С. 330-338.
7. Войскунский А.Е. Психология и Интернет // Акрополь 2010 - 148 с.
8. Галяутдинова С. И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями // Вестн. Башкир. Ун-та. 2013. Т. 18. № 1. С. 232–235.
9. Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков. // Юрайт, 2018- 238 с
10. Жичкина А. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста // Психология и интернет, Эл. ресурс: http://flogiston.ru/articles/netpsy/avtoref_zhichkina
11. Коптелова Н.И. Особенности компьютерной игро
Феномен присутствия
Феноменология присутствия (presence) связана с отчетливыми и вместе с тем несколько иллюзорными ощущениями «пребывания где-то в ином месте», «погружения в новую среду», «мгновенного перемещения» в «непривычное пространство»; помимо связанных с физическим миром ощущений, не чужды и кажущиеся реальными (а в действительности — дистантные) социальные взаимодействия типа «мы вместе», «рядом со мной все, кого я хочу сейчас видеть», «я снова с теми, от кого пришлось уехать», «мы собрались у меня» и др. Таким образом, для описываемых переживаний в высшей степени характерно иллюзорное, однако при этом комфортное «присутствие» в одной реал