Декрет о миссии Католической Церкви «Ad gentes» и «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»: исторический аспект и сравнительный анализ документов
Введение
«И сказал им: идите по всему миру и
проповедуйте Евангелие всей твари».
(Мк. 16:15)
В Священном Писании Нового Завета мы неоднократно встречаем обетование Спасителя о проповеди Евангелия всему миру. Призыв к миссии является одним из наиболее ярко выраженных и непосредственных указаний Господа Иисуса Христа Своим ученикам.
Призыв святых апостолов Петра и Андрея в число Своих учеников Христос начинает с обращения: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). В призвании первых учеников содержится практически прямое и буквальной указание на их главную задачу – проповедь Евангелия.
Миссионерский характер Новозаветной Церкви как выражение её сущности и образа бытия является её исключительной особенностью и главной чертой. Если в рамках Ветхого Завета главной задачей выступает сохранение, если так возможно выразиться консервация монотеистической религии народа богоизбранного в рамках собственной нации и культуры, то в Новом Завете главной идеей стан
Оглавление
Введение 3
1. Особенности миссионерской деятельности Русской Православной и Римской – Католической Церквей 11
1.1 Причины, обстоятельства и предпосылки возникновения декрета Римской Католической Церкви «Ad gentes» 11
1.1.1 Первый Ватиканский Собор и межсоборный период 11
1.1.2 Второй Ватиканский собор 17
1.2 Причины, обстоятельства и предпосылки возникновения «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» 20
1.2.1 Антирелигиозная пропаганда и гонения на Церковь 20
1.2.2 Курс на восстановление и новые проблемы 24
1.2.3 Синод и принятие «Концепции» 26
2 Анализ документов 28
2.1 Декрет о миссионерской деятельности Римской Католической Церкви «Ad gentes divinitus» 28
2.1.1Структура документа 28
2.1.2 Концептуальное и идеологическое содержание документа 30
2.2 «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» 45
2.2.1 Структура документа 45
2.2.2 Концептуальное и идеологическое содержание документа 46
3. Сравнительный анализ документов 57
Заключение 64
Список источников и используемой литературы 68
Список источников и используемой литературы
Священное Писание
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В синодальном переводе с комментариями и приложениями. – М.: РБО, 2008. – 2047 с.
Источники
Всеподданейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. // Государственная публичная историческая библиотека России. – URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/23086-za-1914-god-1916 (дата обращения: 30.09.21).
Второй Ватиканский собор: конституции, декреты, декларации. – Брюссель, изд. «Жизнь с Богом», 1992. – 573 с.
Декрет о миссионерской деятельности Церкви «Ad Gentes» // Официальный сайт Ватикана. – URL: https://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/documents/vat-ii_decree_19651207_ad-gentes_en.html (дата обращения: 11.11.21).
Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». // «Консорциум кодекс». / Электронный фонд правовых и нормативно – технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/9054838 (дата обращения: 09.09.21).
Декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих». // Следственное дело патриарха Тихона. / Электронная библиотека исторических документов. – URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/111420-dekret-vtsik-o-poryadke-izyatiya-tserkovnyh-tsennostey-nahodyaschihsya-v-polzovanii-grupp-veruyuschih-23-fevralya-1922-g#mode/inspect/page/1/zoom/5 (дата обращения: 19.09.21).
Документы II Ватиканского собора. / Пер. с лат. А. Коваль. – М.: Паолине, 2004. – 710 с.
Журнал № 12. // Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 марта 2007 года. / Официальный сайт Московского Патриархата. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/220819.html (дата обращения: 05.10.21).
Законодательные и регламентирующие основы миссионерской деятельности: общецерковные документы. // Миссионерский отдел Московской митрополии. – URL: https://missia.me/missiology-law-church/ (дата обращения
Фактически, же сюда можно отнести все монашеские конгрегации Римской Католической Церкви, потому что кроме специфических направлений деятельности некоторых монашеских орденов принципы послушания и самопожертвования (в различных его формах) заложены в уставе всех монашеских орденов.
В тоже время, в следующей статье говорится о всеобщем характере миссии, её разнообразии, неоднородности и необходимости индивидуального подхода, обусловленной разностью обстоятельств, причём как в отношении самой Церкви, так и в отношении тех, в адрес кого направлена миссия. Миссия – всеобщее делание всей полноты Церкви, начиная от Приемника Петра и заканчивая мирянином.
Отдельное внимание уделяется проповеди «среди народов или групп не верующих во Христа» (6 ст.). Такие начинания называются «миссиями» и осуществляются на территориях, признанных Святым Престолом в качестве миссионерского поля. Автор обозначает разницу между понятиями «миссия» и «миссия Церкви». Первое представляет собой проповедь среди нехристианских народов, под вторым, более общим понятием, подразумевается миссионерское служение Церкви в целом (первое является частью второго): и обращение ко Христу неверующих и проповедь среди уже обращённых ко Христу. «Миссии» имеют особое значение, потому как проповедь Евангелия народам, не обращённым ко Христу, является продолжением миссионерского служения Самого Спасителя и Его апостолов[1].
Через создание новых «туземных» Церквей РКЦ видит возможность исполнения миссии. В свою очередь новообразованная община должна продолжать миссионерское служение. Это обоснованно, с одной стороны, наличием ещё не обращенных ко Христу членов общества, с другой стороны, теми социально-политическими изменениями, которые практически непрерывно происходят в обществе. Конечной целью миссии является завершение кафолического единства Церкви (несомненно, под началом Святого Престола). Подобная претензия РКЦ «на духовное окормление всего человечества»[2] отчасти отражает влияние идеи обновления, следствием принятия которой является развитие экуменической политики РКЦ.