Игра и когнитивное развитие в раннем возрасте
Введение
В последние десятилетия, с приходом в нашу жизнь интернета, электронных гаджетов, невероятного количества изобретений для детей и технических средств, дети массово, и с очень раннего возраста, учатся обращаться с ними. Они не отрываются от экранов часами, не беспокоя родителей. Времени на свободную игру у детей не остается, да и в сравнении с яркими и быстроменяющимися картинками мультфильмов – играть не так весело. Так получается, что предметная деятельность и игры уступают место новым занятиям, которые полностью завладевают вниманием детей. Общество не до конца осознает роль и важность игры в развитии ребенка. Множество специалистов в психологии развития, педагогов и специалистов других областей работы с детьми доказывают, что игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии, что отсутствие (или малое количество) игровой деятельности в раннем возрасте разрушительно для полноценного и нормального развития. На взгляд, основной проблемой этой темы является обесценивание значения игровой деятельности детей. Многие считают, что развивающий контент из социальных сетей, телевидения и интернета гораздо полезнее и больше развивает ребенка. Но на самом деле ребенок оказывается в условиях дефицита полноценного общения. Детям мало читают, с ними мало играют. А человек без коммуникации не может жить в обществе.
Оглавление
1. Понятие «игра» и ее роль в дошкольном возрасте.
1.1.Определение игры
1.2 Виды детских игр
1.3 Функции игры
2. Игра и когнитивное развитие ребенка
2.1 Понятие когнитивных функций ребенка и их развитие в игре
2.2 Исследования влияния гаджетов и компьютерных игр на когнитивные функции ребенка
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Список используемой литературы и источников:
1. Алёхин, А. Н., Пульцина, К. И. (2020) Влияние информационных технологий на когнитивное развитие детей: обзор современных исследований. Психология человека в образовании, т. 2, № 4, с. 366–371.
2. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольников./ О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Педагогика, 1984. – 430 с.
3. Игра в жизни дошкольника: сборник материалов/ Сост.Н.В. Нищева – СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 240с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
4. Красило Т.А. «Взаимосвязь между частотой использования электронных гаджетов, включенностью в игровое взаимодействие и креативностью у дошкольников» Московский государственный психолого-педагогический университет(ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Российская Федерация, Социальная психология и общество 2020. Т. 11. № 1. С. 144—158
5. Ларионова Л.И., Горбунова А.Ю. «Сравнительное исследование интеллектуального развития детей дошкольного возраста в условиях цифровой среды» ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия; ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва
6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456с.
7. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб. заведений:В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы./ Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996. - 374 с.
9. Ревягина Т.А. Значение игровой деятельности для когнитивного развития детей дошкольного возраста./ Т.А. Ревягина, Н.М. Сорокина. // Мир психологии, 2010. - № 1. - С. 85-92.
10. Чинькова, Н. С. Игровые технологии в культурно-досуговой деятельности детей и подростков : учебно-методическое пособие / Н. С. Чинькова, Е. Ю. Никитина; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – [Челябинск] : Южно-Уральский центр РАО, 2019. – 227 с.
11. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/igryi_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_kognitivnoj_sferyi_rebenka/
12. https://nsportal.ru/detskii-sad/distantsionnoe-obuchenie/2020/05/28/kognitivnoe-razvitie-doshkolnikov
13. https://ped-kopilka.ru/pedagogika/vidy-igr-i-ih-klasifikacija-v-pedagogike.html
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое название, в соответствии с которым и действует. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок овладевает умением мыслить о предметах и действовать с ними. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок переходит к мышлению представлений. В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.