Институт референдума в системе народовластия
ВВЕДЕНИЕ
Институт референдума способствует развитию демократических основ в современном обществе, а также формированию в России правового государства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года многонациональный народ осуществляет свою власть непосредственно – посредством выборов и референдума. Историческая справка и современное состояние референдума в Российской Федерации наглядно демонстрируют, что референдум является важной формой волеизъявления народа, которая не должна подменять институты политического представительства . Политическое значение института референдума имеет взаимную обусловленность между населением и органами государственной (представительной) власти посредством того, что граждане имеют право влиять на принятие решений органов государственной власти, а последние, в свою очередь, сверять мнение с волеизъявлением народа, и при необходимости корректировать свои проекты мнением населения . Развитый институт прямой демократии способствует достижению устойчивого развития всего государственного аппарата, а также направляет вектор развития органов местного самоуправления.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………………........... 3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕФЕРЕНДУМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………. 6
1.1. Референдум как институт осуществления непосредственной демократии, исторический аспект возникновения референдумов…………… 6
1.2. Виды референдумов……………………………………………….. 12
Глава 2. РЕФЕРЕНДУМ В МЕХАНИЗМЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ 17
2.1. Соотношение референдума со смежными институтами прямой (непосредственной) демократии 17
2.2. Актуальные проблемы института референдума в системе народовластия 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..……………………….. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативные правовые акты
1. Закон РСФСР от 16.10.1990 № 241-1 «О референдуме РСФСР» (документ утратил силу в связи с принятием Федерального конституционного закона от 10.10.1995 года № 2-ФКЗ // URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=7595#i3PwrySeAiLmMMm4 (дата обращения: 01.03.2022).
2. Закон Иркутской области от 26.10.2005 № 55-оз «О референдуме Иркутской области» (с изменениями на 30.06.2021 год) // URL: https://docs.cntd.ru/document/802041049 (дата обращения: 22.03.2022).
3. Закон Нижегородской области от 30.12.2005 № 226-З (ред. от 08.06.2021) «О местном референдуме в Нижегородской области» // URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&ts=dboFsySg1g9qJFTr2&cacheid=63D4178EDEB705A61A4BAC873D5191EC&mode=splus&rnd=TKwsQw&base=RLAW187&n=237642#evG6uySKWNyteglo2 (дата обращения: 01.03.2022).
4. Закон Чеченкой Республики от 14.01.2019 № 5-РЗ «О референдуме Чеченкой Республики и местном референдуме» (в редакции Законов Чеченской республики от 27.01.2020 № 8-РЗ, от 22.11.2020 № 64-РЗ, от 16.06.2021 № 35-РЗ, от 31.01.2022 № 10-РЗ) (принят Парламентом Чеченкой Республики 27 декабря 2018 года)& URL: https://docs.cntd.ru/document/550322367 (дата обращения: 01.03.2022).
5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 октября 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
II. Специальная литература
6. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2015.
7. Гунина Т.Г. Сравнительный анализ институтов местного референдума и голосования по изменению границ (преобразованию) муниципальных образований // Вестник Чувашского университета. 2013. Вак. С. 127-132.
8. Диссер. Канд. Наук. Аванесян А.А. Референдум как конституционно-правовой институт в современной России. 2004.
9. Диссер. Канд. Наук. Никитенко М.Н. Конституционно-правовое основы местного референдума в Российской Федерации. 2009.
10. Иванов А.А. Референдум в России: проблемы определения и повышения эффективности. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2 (41). 2020. С. 27-32.
11. Исмагилов Р.Ф., Сальников П.П. Социально-экономические реформы и проекты России: современные проблемы криминальных и финансовых угроз // Правовое поле современной экономики. – 2015. – № 1. – С. 173-179.
12. Исмагилов Р.Ф., Романовская Л.Р., Сальников П.П. Предпосылки формирования и институционализации гражданского общества в России // Юридическая наука: история и современность. – 2015. – № 7. – С. 51-59.
13. Кожахметова А.Е. Конституционные основы референдума в различных странах как института непосредственной демократии // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. 2020. № 2 (46). С. 96-99.
14. Короткова О.А., Острикова В.В. Правовая культура и антикультура электората в Российской Федерации // Вестник Калужского университета. 2019. № 2. С. 62-65.
15. Курячая М.М. Соотношение института референдума со смежными институтами непосредственной демократии // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 4. С. 10-14.
16. Нефедов К.В. Референдум как форма непосредственного осуществления народовластия: понятие и виды // Вестник научной мысли. 2021. № 3. С. 108-115.
17. Никколова Ю.И. Национальный референдум в Российской Федерации как форма непосредственной демократии // Nauka-rastudent.ru. – 2017. – No. 02 (038) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://naukarastudent.ru/38/4065/ (дата обращения: 01.03.2022).
18. Поляшова И.С. О некоторых аспектах конституционно-правового регулирования института референдума как высшей непосредственной формы осуществления власти народа. // Вестник Санкт-петербургского университета МВД России. 2007. С. 91-97.
19. Степанова А.А. Заметки о референдуме // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 2. С. 25-31.
20. Тегаева Л.Т. Некоторые проблемы законодательного регулирования института референдума Российской Федерации. URL: http://jurnal.org/articles/2013/uri70.html (дата обращения: 03.03.2022).
21. Царева Д.А. Референдум как форма непосредственной демократии в Российской Федерации // Конституционная и административная реформы в России: проблемы и перспективы. Материалы межвузовской научно-практической конференции. 2016. 433-437.
22. Христофорова Е.И., Соколова Е.А. Перспективы развития института плебисцитарной демократии в Российской Федерации // Выборы: теория и практика. 2020. № 1. (53). С. 14-18.
23. Шабанов Х.М. Референдум как форма осуществления непосредственной демократии: вопросы теории и практики // Юридический вестник ДГУ. 2011. № 1. С. 36-38.
24. Щендригин Е.Н. К вопросу о развитии референдума как института непосредственной демократии // Правовое поле современной экономики. 2015. № 10. С. 27.
III. Электронный Интернет-ресурс
25. Вече – древняя и средневековая форма выборов и прямой демократии на Руси // URL: https://www.rcoit.ru/lib/history/ancient_russia/16551/ (дата обращения: 22.03.2022).
26. Выборы в Государственную думу в 2021 году. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B_%D0%B2_%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%83%D1%8E_%D0%B4%D1%83%D0%BC%D1%83_(2021) (дата обращения: 03.03.2022).
В последние годы интернет-выборы приобрели актуальность, поскольку в дистанционном формате можно было голосовать на всенародном опросе о внесении поправок в Конституцию в 2020 году, а также на выборах в Государственную Думу в 2021 году . В дистанционном формате граждане Российской Федерации могли отдать свой голос на портале Госуслуги. Дистанционный формат проведения выборов и референдумов позволит осуществить проведение волеизъявления народа при меньших финансовых затратах, так как отпадает потребность в членах избирательной комиссии, а также заметно сокращение материальных затрат на бюллетени. Однако на сегодняшний день законодательное регулирование дистанционной формы проведения референдумов развито слабо, что является препятствием на пути к развитию нового формата референдумов. Последние изменения, которые были внесены в Федеральный конституционный закон «О референдуме», только усложнили процедуру проведения. В соответствии со статьей 14 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» инициатива проведения референдума должна исходить не менее чем от двух миллионов человек, имеющих право на участие в референдуме, при условии проживания на территории субъекта не менее 50 тысяч человек. Граждане, согласные на проведение референдума должны закрепить такое согласие в течении 45 дней. Такой период – это новый срок для сбора подписей, так как ранее этот срок составлял 3 месяца.