Функциональные состояния и методы их профилактики, коррекции в учебной деятельности старших подростков
Введение
Актуальность: Системные изменения в современном Российском обществе требуют переосмысления природы и принципов построения содержания образования на всех его этапах. Решение задач модернизации высшего образования требует активного поиска новых форм, методов и средств обучения, направленных на совершенствование учебного процесса и его интенсификацию. Социальный заказ общества на формирование сознательного гражданина, способного к продуктивной профессиональной деятельности определяет направления развития системы образования. Речь идет об организации такого образовательного пространства, в котором главной целью становится воспитание и развитие активной, целеустремленной и ответственной личности, способной успешно ориентироваться в изменяющихся ситуациях современной жизни и активно действовать в них. В психолого-педагогических исследованиях оформляется развивающее образование (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, В.Я.Ляудис, A.M. Матюшкин, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, И.С. Якиманская). Реализуются образовательные программы, учитывающие индивидуальные особенности психики учащихся разных уровней обучения. В психологической литературе на основе различных критериев психические состояния классифицируются как благоприятные и неблагоприятные, оптимальные и неоптимальные, допустимые и недопустимые, равновесные и неравновесные, нормальные и пограничные и т.д. (В.А. Ганзен, Л.Г. Дикая, Г.М. Зараковский, Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, Ю.Б. Некрасова, Т.А. Немчин, А.О. Прохоров, П.Я. Шлаен и др.).
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы функциональных состояний…………….....6
1.1. Функциональное состояние и его физиологические основы…………....6
1.2. Содержание понятия функционального состояния……………………...9
1.3. Регуляторы и уровни функционально состояния……………………….12
1.4. Профилактика неблагоприятных функциональных состояний в учебной деятельности…………………………………………………………………....15
Выводы по главе 1……………………………………………………………...20
Глава 2. Исследование функциональных состояний………………………...21
2.1. Методы и организация исследования…………………………………….21
2.2. Проверка эффективности коррекции функционального состояния по коэффициенту самочувствия…………………………………………….…….24
2.3. Проверка эффективности коррекции функционального состояния с помощью тестирования………………………………………………………...26
2.4. Анализ результатов исследования………………………………………...29
Выводы по главе 2………………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………31
Библиографический список…………………………………………………….33
Список использованной литературы.
1) Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. -М.: Издательство МГУ, 1979-450с.
2)Алехина И. В., Матяш Н. М., Павлова Т. А. Психология: Практический курс. Психология человека. -Брянск: АВ-Пресс, 1999.-430с.
3)Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. №4. С. 45-53.
4)Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. -М., 1988. -175с
5)Блок В. Уровни бодрствования и внимание // Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 2010. - Вып. 3. - С. 7-146.
6)Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для ВУЗов -М.: Аспект-пресс, 2000.-350с.
7)Данилова Н. Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. - М: МГУ, 2010 -287 с.
8)Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности -М.: Изд-во МГУ, 1989 -256с.
9) Дашкевич О.В. Эмоции в спорте и их регуляция: автореф. дисс.канд. пед. наук -М.: 1970-23с.
10)Изард К. Эмоции человека -М.: Просвещение, 1980-180с.
11)Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология -М.: Просвещение, 2001-220с.
12)Котляр Б.И. Пластичность нервной системы -М.: Изд-во МГУ, 1986.-125с.
13)Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции -М.:Высшая школа, 1971-430с.
14)Лехтман Я.Б., Зимкин Н.В. Физиология высшей нервной деятельности и анализаторов -Л.: Медгиз, 1973-340с.
15) Кузнецова А.С., Барабанщикова В.В., Злоказова Т.А. Эффективность психологических средств произвольной саморегуляции функционального состояния // Экспериментальная психология. 2008. Т.1. №1. С.102–130.
16)Ониани Т.Н. Нейрофизиология мотивации, памяти и цикла бодрствование-сон, -Тбилиси: 1985-250с.
17)Платонов К.К. Психология и философия -М.: Просвещение, 1972-250 с.
18)Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2007. – 496с.
19)Рудик П.А. Психология. Краткий курс -М.: Физкультура и спорт., 1967-320с.
20)Симонов П.В. Мотивированный мозг -М.: Медицина, 1987-250с.
21)Соколов Е.Н. Физиология высшей нервной деятельности -М.: Медицина., 1981-310с.
22)Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека: Учебник- М. Терра-Спорт, 2001- 520 с.
23)Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности -М.: Наука, 1971-240с.
Ориентация на предупреждение или снижение степени выраженности неблагоприятных состояний является «смыслообразующим вектором» всего исследования в целом. Так, на основании осознания реальной возможности полностью устранить или только частично компенсировать воздействие нежелательных факторов, свойственных анализируемой ситуации, формулируются конкретные цели и задачи работы, задавая- тем самым проективный или коррективный уровень ее проведения. В соответствии с этим планируется и организация диагностической части исследования, уточняется целесообразность использования определенных методических средств. По результатам диагностики определяется выбор конкретных приемов оптимизации состояния и подготавливается программа их реализации.