Процедура таможенного транзита санкционных товаров, перемещаемых через границу евразийского экономического союза
ВВЕДЕНИЕ
Существующие на сегодняшний день таможенные процедуры регулируют различные стороны отношений, возникающие по вопросам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза. Разнообразие таможенных процедур является естественной необходимостью, отражающей устоявшийся мировой опыт в области международной торговли. Сегодня, большинство стран имеют очень развитые транзитные системы, которые используются для перемещения товаров между границами и таможенными органами различных государств, а также при транзите внутри границ одной страны. Одной из самых важнейших таможенных процедур является таможенный транзит, представляющий собой необходимую составляющую процесса реализации любой внешнеэкономической сделки, предусматривающей трансграничное перемещение товаров. Движение товара от отправителя к получателю предполагает соблюдение комплекса таможенных правил и процедур, установленных для обеспечения безопасности и исключения возможных рисков несоблюдения законодательства. Вопрос о применении таможенной процедуры таможенного транзита санкционных товаров является дискуссионным на протяжении длительного времени. Несмотря на то, что экономический ущерб от взаимной санкционной политики несут все участники рынка, все призывы к взаимной отмене санкций, даже в условиях пандемии COVID-19, не нашли отклика в политических кругах отдельных стран Североатлантического Альянса и стран антагонистов России. Исходя из этого, руководством станы была поставлена задача возобновить транзит санкционных товаров.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА САНКЦИОННЫХ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ ЕАЭС 6
1.1. Сущность, условия применения и нормативно-правовое регулирование таможенной процедуры таможенного транзита санкционных товаров…..…………………………………………………………………………6
1.2. Понятие и правовая характеристика санкционных товаров 15
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА САНКЦИОННЫХ ТОВАРОВ 21
2.1. Судебная практика в отношении споров о перемещении санкционных товаров по таможенной территории ЕАЭС при таможенном транзите 21
2.2. Направления модернизации процедуры таможенного транзита санкционных товаров 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I. Нормативно-правовые акты
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г // СПС «КонсультантПлюс»
2. Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) // Международное публичное право: Сб.документов. В 2т.М.:БЕК,1996 Том 1
3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Заключена в Киото 18.05.1973) // Право и экономика N 8, 1995 год
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс»
5. Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 1 октября 2019 года) (редакция, действующая с 28 октября 2021 года) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.01.2015, N 0001201501160013
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2020 года № 311 «О применении навигационных устройств (пломб)» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.12.2021 г.) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.05.2020 г., № 5/48091
7. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.1995 N 101-ФЗ // Российская газета N 140, 21.07.1995
8. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗ (с изменениями на 22 декабря 2020 года) // Парламентская газета, N 232, 16.12.2003
9. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями на 30 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 1 января 2022 года) от 03.08.2018 N 289-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, N 32 (ч.I), 06.08.2018, ст.5082
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // "Российская газета" от 31 декабря 2001 г.
11. Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (ред. от 15.11.2021) "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс»
12. Указ Президента РФ от 29 июля 2015 г. N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 03.08.2015, ст.4669
13. Постановление Правительства от 7 августа 2014 г. (ред. от 17.11.2021) № 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420, от 24 июня 2019 г. № 293, от 21 ноября 2020 г. № 730 и от 20 сентября 2021 г. № 534" (изменениями и дополнениями) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
14. Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 N 774 (ред. от 30.09.2021) "Об утверждении Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и которые по 31 декабря 2022 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию" // Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 03.08.2015, ст.4702
15. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. (ред. от 17.04.2021) N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" // СЗ РФ, 03.06.2016 N 40, ст 5749. СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление Правительства РФ от 27.12.2019 г. (ред. от 02.07.2021) № 1877 «О мерах по реализации указа Президента РФ» от 24 июня 2019 г. № 290 // СЗ РФ, 06.01.2020 N 1, ст 67. СПС «КонсультантПлюс».
17. Приказ Министерства транспорта РФ от 14 января 2020 г. N 13 «Об осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны при обеспечении их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС» // [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
II. Специальная литература
1. Берлова Н. В. Совершенствование защиты отечественного рынка от ввоза санкционных товаров // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. №2 (91). // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-zaschity-otechestvennogo-rynka-ot-vvoza-sanktsionnyh-tovarov (дата обращения: 02.11.2021).
2. Бойцова, И. С. Таможенная процедура таможенного транзита, особенности таможенных операций при ее совершении: учебное пособие для вузов / И. С. Бойцова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. 135 с. – 136с с. — ISBN 978-5-534-14671-4. — [Электронный ресурс] URL: https://urait.ru/bcode/479033 (дата обращения: 16.10.2021).
3. Гурьянова А.А., Кислицына С.О. Исследование особенностей деятельности таможенных органов, связанной с пресечением ввоза санкционных товаров на таможенную территорию ЕАЭС // Молодой ученый. 2017. № 13.1. С. 25 – 27
4. Конаков И. С., Вострикова Ю. С. Особенности использования электронных навигационных пломб в качестве средств идентификации и отслеживания транзитных перевозок на территории РФ //Сборник научных работ студентов факультета таможенного дела. – 2020. – С. 96-100.
5. Михайлова С. А. Развитие системы электронного контроля таможенного транзита //Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2020. – №. 3. – С. 27-32.
6. Нуреев Р.М. Экономические санкции против России: ожидания и реальность: монография / коллектив авторов; под ред. Р.М. Нуреева. — Москва: КНОРУС, 2017. — 194 с. — (Монография)
7. Фукс Е. Н. О некоторых направлениях организации транзитных перевозок в системе Евразийского экономического союза / Е. Н. Фукс, А. В. Данилина // Зеленый коридор. – 2020. – № 1(11). – С. 30-35.
8. Шиманова Л. Спутниковая технология ГЛОНАСС/GPS как мера обеспечения таможенной процедуры таможенного транзита // Органы государственной власти в системе правозащитной деятельности на современном этапе: сборник научных трудов IV Национальной научно-практической конференции / Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики: 2020. – С. 475-483.
III. Судебная практика
1. Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 09.09.2020 № АКПИ20-426 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 5 Правил осуществления транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции... и пункта 1 Правил выдачи учетных талонов водителям транспортных средств..., утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1877» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364691/
2. Определение Верховного Суда РФ от 5 ноября 2020 г. № 309-ЭС20-6309 по делу № А76-43058/2018 // [Электронный ресурс] URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/1295265a-4e6e-4510-a6bb-50a07e610b62/e13ef1e8-64c3-4093-9d67-b183ccac0020/A76-43058-2018_20201105_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True
IV. Интернет-источники
1. Официальный сайт Федеральной таможенной службы: Новости ФТС России // [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/262434
2. Центр развития цифровых платформ // Официальный сайт ЦРЦП / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://crcp.ru/
3. Санкционные товары, список запрещенных к ввозу в РФ / UCSOL.RU: ежедн. интернет-изд. 2020. URL: https://ucsol.ru (дата обращения: 12.10.2021)
4. Ввоз санкционной продукции / ROSNG.RU: ежедн. интернет-изд. 2020. URL: https://rosng.ru/ (дата обращения: 14.09.2021).
5. Руководство по транзиту. Путь к эффективному транзитному режиму. Всемирная Таможенная Организация – улица Марше, 30 - B - 1210 Брюссель – Бельгия [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: www.wcoomd.org
Также суд пришел к выводу, что Пункт 5 Правил осуществления транзитных международных перевозок предусматривает, что ввоз названных товаров на территорию Российской Федерации, а также их вывоз с территории Российской Федерации осуществляется через пункты, определенные Правительством Российской Федерации, что соответствует правовым основам обеспечения безопасности Российской Федерации, законодательству о таможенном регулировании. Согласно Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, понятие "таможенный транзит" означает таможенную процедуру, в соответствии с которой товары транспортируются под таможенным контролем из одного таможенного органа в другой. Перечисленные в 12 стандарте Специального приложения E Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур способы применяются в случае, если транспортную единицу невозможно надежно опломбировать. Таким образом, гражданину было отказано в удовлетворении административного искового заявления, в силу того, что права и интересы истца не были нарушены, поскольку требования оспариваемых нормативных правовых актов применимы к товарам отдельных категорий, перевозимых транзитом всеми перевозчиками. Для транзита санкционных товаров действует и применима совершенно иная нормативная база.