Развитие коммуникативной компетенции в процессе иноязычного образования с помощью ролевых игр
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время накоплен большой опыт использования ролевых игр на уроках иностранного языка с целью формирования коммуникативных умений, повышения мотивации изучения иностранного языка. В ходе подготовки и проведения ролевых и деловых игр происходит активизация возможностей личности, повышается чувство ответственности, формируются необходимые навыки и личностные качества учащихся.
Иностранный язык вошел прочно в нашу жизнь. Изучение языка другого народа явление сейчас нередкое. Но поддерживать у школьников желание работать изо дня в день, продвигаясь вперед маленькими шажками, - дело нелегкое. Как организовать условия, при которых обучение английскому языку протекало бы наиболее успешно? Как повысить планку самооценки учащихся? Конечно, мы понимаем, секрет зависит от умения грамотно выстроить урок, проследить его основную идею на всех этапах, дать своим ученикам возможность осознать свое продвижение в овладении языком. И здесь учителя иностранного языка ожидает немало трудностей. Не имея возможности использовать полученные по предмету знания вне класса, учащиеся порой теряют интерес к изучению языка.
В нашей работе мы хотим поделиться опытом, как с помощью игр можно оптимизировать процесс обучения в школе. Игры способствуют развитию социально-коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету, создают максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей каждого ребенка, выявляют его индивидуальность.
Анализируя современность, мы выделяем противоречия. С одной стороны необходим личностно-ориентированный подход в изучении иностранного языка, с другой стороны присутствует массовая форма обучения. Исходя из выделенного нами противоречия, мы увидели, что использование игровых моментов на начальном этапе изучения иностранного языка необходимо в контексте личностно-ориентированного подхода в начальной школе.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….. 3
Теоретические основы обучения коммуникативным навыкам в процессе иноязычного образования в школе ……………………..... 5
Цели и содержание обучения коммуникативным навыкам………….. 5
Обучение монологическому высказыванию…………………………… 14
Обучение диалогической форме общения……………………………... 23
Анализ игровых методик, применяемых на уроках английского языка…………………................................................................................ 30
Роль игры на уроках английского языка………..................................... 30
Роль игровых технологий при личностно-ориентированном подходе……………………………………………………......................... 33
Развитие коммуникативной компетенции в процессе иноязычного образования с помощью ролевых игр……………...... 38
Игровые технологии как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.............................................. 38
Этапы подготовки и проведения игр………………………………….... 52
Методические рекомендации по использованию игр на уроках английского языка……………………….................................................. 55
Заключение……………………………………………………………………. 59
Список использованных источников……………………………………… 62
Список использованных источников
1 Кавтарадзе Д.М. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Издательство «Флинта», 1998.
2 Макаренко А.С. О моем опыте. М.: 1958. - Т.5.
3 Никитина Л.Л. Развитие личностной активности учащихся средствами английского языка// И.Я.Ш.- М.: 2005-№ 7
4 Степанова Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. М.: Т. Ц. Сфера. 2003.
5 Степанова Е.А., Амосенок Н.Л., Горелик И.Ф. Личностно-ориентированный подход в работе педагога, М. 2006.
6 Разживина Л.И. Учет психофизиологических особенностей учащихся при личностно-ориентированном обучении английскому языку// Английский язык: в школе// Алматы. 2007-№1
7 Подласый И.П. Педагогика начальной школы. Учебное пособие для студентов пед. колледжей. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС. 2001.
8 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов. В 2 книгах. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС. 1999.- книга 1.
9 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов. В 2 книгах, М. Гуманит. издат. центр ВЛАДОС. 1999.- книга 2.
10 Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку// И.Я.Ш. М. 1991-№3
11 Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение 1991.
12 Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей// И.Я.Ш. М. 1891-№1.
13 Пассов Е.Н. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества// И.Я.Ш.- М.: 1987-№6.
14 Пассов Е.Н. Урок иностранного языка в средней школе //И.Я.Ш.- М.: 1991.- № 5.
15 Говене, Э. Игра на уроке иностранного языка. – М.: Просвещение.1998
16 Арзамасцева Н.И. Организация и использование игр при формировании у учащихся иноязычных грамматических навыков: учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007.
17 Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка// И.Я.Ш.- М.: 2005-№8
18 Большая советская энциклопедия/ Гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1974.
19 Манилова Н.Я. Игра на уроке английского языка. М.: 1997.
20 Каменецкая Н.П. Игровые приемы на внеклассных занятиях английского языка// И.Я.Ш.- М.: 1995-№4
21 Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1987.
22 Болтнева, О.Ю. Театральные проекты в преподавании английского языка // И.Я.Ш.- 2001. №4.
23 Мошкина И.И. Урок – игра по домашнему чтению// И.Я.Ш.- М.: 2005-№3.
24 Семенова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам//И.Я.Ш.- М.: 2005-№1.
25 Бойцова Е.И. Урок – соревнование Зов джунглей // И.Я.Ш. М. 2005-№1
26 Лысиченкова С.А. Лексико-грамматические игры на уроках французского языка в младших классах// И.Я.Ш.- М.: 2005-№8
27 Булычева Т.А. Использование игровых моментов на начальном этапе обучения английскому языку// И.Я.Ш. М. 1984-№4.
28 Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М.: 1971.
29 Каменецкая Н.П. Языковые игры на уроках английского языка// И.Я.Ш.- М.: 1992.
30 Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка.– М.: Просвещение, 1984.
31 Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прохина Н.Ф./ Под ред. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение.- 1984.
32 Степанова Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку// И.Я.Ш.- М.: 2004 - № 2.
33 Петрановская Л. Игры на уроках русского языка. М.: 2000.
34 Шмаков С.А. Игра учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа. 1994.
35 Матвеева Н.В. Ролевая игра// И.Я.Ш.- М.: 2005-№4.
36 Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии,1989- № 6.
37 Травин, Е. Урок умер… Да здравствует игра!/ Е. Травин // Учитель года. – 2004. - № 1.
38 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр Академия. 2002.
39 Селевко Г.К. Технология развивающего образования, М.2005.
40 Витт Н.В.. Психологические вопросы индивидуализации обучения иностранным языкам, М. 1975.
41 Оспанова А.Б. Методика раннего обучения иностранному языку как система, реализующая личностно-ориентированный подход// И.Я.Ш. – Алматы. 2009 - № 5.
42 Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Обучение английскому языку на начальном этапе в средней школе. М.,1989.
43 Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра// И.Я.Ш.1989-№6.
44 Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М. 1980.
45 Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых причинах снижения интереса к предмету// И.Я.Ш. 1982.-№2.
46 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
Каждому учителю иностранного языка, бесспорно, хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес каждого ребенка, его творческая мыслительная активность. Поэтому мы часто привлекаем различного вида игровые приемы работы. Игры вызывают у детей наибольший интерес, приближая речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствует эффективной отработке языкового материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра может быть организована на материале любой изученной темы. Игру можно проводить и на уроке, и во внеурочное время, как внеклассное мероприятие. Участие в игре повышает интерес детей к английскому языку, у них появляется стремление улучшить свои знания по предмету, преодолевается психологический барьер – страх. Все учащиеся, и даже самые слабые, принимают участие в игре, хотя бы в одном из ее этапов, а для учителя это большая удача, если в классе нет ни одного безучастного, пассивного ученика.
У школьников младших классов наблюдается большая тяга к изучению иностранного языка, однако из-за болезней, а также по ряду других причин, которые приводят к тому, что дети пропускают занятия, этот предмет теряет для них свою привлекательность, отстающие дети считают его одним из самых трудных, а, следовательно, нелюбимых. Главная задача учителя – добиваться того, чтобы предлагаемый ученику материал был доступен по трудности. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование дает хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладение речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.