Роль социальной фотографии в онлайн СМИ (на примере интернет-издания «Бизнес online»)
ВВЕДЕНИЕ
Социальная фотография - это визуальный язык общения. И он достаточно сильный. Через фотографии можно говорить с нами о самом важном. Фотограф каждый день документирует свою жизнь, жизнь своих любимых питомцев, членов своей семьи и даже общества. Часто, находясь с ним в одном и том же месте, мы не видим то, что он показывает нам через фотографии. Он видит мир по - другому. Это его эмоции, веселые, грустные, добрые, иногда причудливые и смешные. Он делится с нами тем, что переживает, и тем самым – само выражается. Через фотографии мы видим всю палитру его чувств.
Социальная фотография – это мгновения жизни человека в обществе, вырванное из бесконечной, беспорядочной череды событий в этом самом обществе глазом фотографа. Это отражение действительности, свидетельство жизни. Это другой мир, созданный автором. Так ли это, особенно сейчас, когда идет первая информационная война и читателей вводят в заблуждение. Когда мы становимся более уязвимыми от «фейков». В последнее время любые визуальные новости распространяются очень активно, а «фейки»- молниеносно. Так как мы рассматриваем электронные СМИ, то можно отметить, что у них гораздо больше возможностей наполнить новостные материалы качественными фотографическими изображениями. К сожалению, встает вопрос о доверии к интернет-изданию. Мы рассмотрели самые свежие фотографии с 1 января по 10 апреля 2022 года в «Бизнес Online» и не нашли ложную информацию. Интернет-издание дорожит своей репутацией.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1.Социальная фотожурналистика в современных СМИ 5
1.1.Фотография – как социальное влияние в СМИ 5
1.2 .Многообразие «фейков» на страницах СМИ 8
Глава 2. Роль фотографии в составе номера интернет-издания «Бизнес онлайн» 12
2.1 Визуальное повествование в интернет СМИ 12
2.2. Об использовании социальных фотографий в интернет издании «Бизнес онлайн» 14
Заключение 18
Список используемой литературы 20
Список используемой литературы
1. Барт Р. Фотографическое сообщение / Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003. С. 378-392.
2.Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М.,Гнозис, 2002. C 37.
3. Данилова Т.М. Цифровая фотография. Камера. Композиция. Кадр / «Питер», 2013. 144 с.
4. Запорожец О.Н. Визуальная социология: контуры подхода // Интер. - 2007. - №4. С. 27-36.
5. Зонтаг С. Взгляд на фотографию // Мир фотографии. Сост.: Стигнеев В., Липков А. М.: Планета, 1998. 185 с.
6. Китаев А. Субъектив. Фотограф о фотографии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 378 с.
7. Лапин А.И. Фотография как... / Учебное пособие. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2003. 296 с.
8. Лаптев В.В. Изобразительная статистика / В.В. Лаптев. - М.: Эйдос, 2012. 180 с.
9. Михалкович В.И. Смысл снимка / В.И. Михалкович. СФ. 2011. - № 11. С. 25-26.
10. Морозов С.А. Творческая фотография. Фотоальбом / С.А. Морозов М.: Планета, 2016. 416 с.
11.. Распопова С. С. Автор мультимедийного текста // С.С. Распопова. Журналист. Социальные коммуникации. 2012. № 2. С. 84–90.
12. Анри Картье-Брессон и его решающий момент. URL: https://fotogora.ru/?p=11666
13. Борьба за жизнь Джеймса Нахтвея (James Nachtwey). URL: https://snowman-john.livejournal.com/22046.html
14. Льюис Хайн и социальная фотография. URL: https://fotokomok.ru/lyuis-xajn-i-socialnaya-fotografiya/
15. Как фотохудожник Ляля Кузнецова попала в цыганский табор и стала мировой знаменитостью. URL: https://m.realnoevremya.ru/articles/222142-kak-fotograf-lyalya-kuznecova-popala-v-tabor-i-stala-mirovoy-znamenitostyu
16. Политтехнолог Маркелов назвал главные цели СМИ, распространяющих ложные новости. URL: https://life.ru/p/1477604
17. Топ жанров фотографии. URL: https://www.takefoto.ru/articles/teoriya_fotografii/1641_top_janrov_fotografii
18. Честные люди в честных фотоработах Ивана Шагина. URL: https://photopoint.com.ua/043660-sovetskijj-fotograf-ivan-shagin/
19. Чесноков А.А. «У соцсетей сегодня больше влияния, чем у СМИ, заявил эксперт» . URL: https://ria.ru/20220301/feyki-1775893057.html
20. Сергей Гаврилов. Интервью. URL: https://www.sony.ru/alphapro/articles/fotograf-dolzhen-spati-s-kameroj-pod-podushkoj
Источники
1. Им бы ночь простоять... Власти Казани удивляются, зачем родители ночуют у школ, чтобы записать детей в первый класс. URL: https://www.evening-kazan.ru/articles/im-by-noch-prostoyat-vlasti-kazani-udivlyayutsya-zachem-roditeli-nochuyut-u-shkol-chtoby-zapisat-detey-v-pervyy-klass (01 (01 апреля 2022 г.)
5. «Мы тоже хотим высказаться. Это наша боль»: зачем обитатели казанского хосписа выстроились в букву Z. URL: https://m.business-gazeta.ru/article/542179 (11 апреля 2022 г.)
6. Топ жанров фотографии. URL: https://www.takefoto.ru/articles/teoriya_fotografii/1641_top_janrov_fotografii
7. Станислав Шемелов: «В Казань прибыли беженцы с Украины». URL: https://www.business-gazeta.ru/news/545450 (01 апреля 2022 г.)
8. Анастасия Гусева% «Уборка прекратилась вовсе: в КГНТУ-КХТИ разразился туалетный кризис». URL: https://www.business-gazeta.ru/article/539949 (17февраля 2022 г)
9. «Выставил машину на продажу. Все, я ее не тяну: таксисты Казани объявили «Яндекс.Такси» забастовку». Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/546472 (11 апреля 2022 г.)
Интернет издание «Бизнес онлайн» Республики Татарстан периодически использует социальные фотографии с целью привлечения общественного внимания. Мы изучили все издания за март – апрель 2022 года и обратили внимание на то, что часто освещается тема беженцев. Мы рассмотрели последний репортаж от 2 апреля 2022 года на тему «В Казань прибыли беженцы из Донбасса». История действительно захватывающая и вызывает гамму чувств от боли до сострадания. Фотограф Андрей Титов сделал фоторепортаж из пятидесяти социальных фотографий. Сразу обращаем внимание на то, что не использована вспышка, потому что тогда картинка была бы искусственной, не живой. Присутствует эффект новизны. Работа фотографа - это решение, каких – то нравственных, этических проблем и задач. Мы понимаем, что и для чего он это делает. Сохранен главный принцип, как у врача: не навреди. Любой, самый ударный репортаж не стоит поломанной судьбы героя. На всех фотографиях ни в чем неповинные люди. В глазах боль. Опираясь на «живые» фотографии, мы можем самостоятельно моделировать происходящее. Здесь слово уже не является основным инструментом, раскрывающим содержание, а перед нами встает целостная картина отдельного участка действительности. Визуальный контент в виде социальных фотографий заставляет задумываться о чем – то важном. Поэтому важный вопрос для визуальных историй заключается в том, какие форматы использовать, чтобы, с одной стороны, позволить пользователям, у которых есть время, изучить материал в контексте, во всей его глубине и сложности.
Не оставляет равнодушными и фоторепортаж от 1 апреля 2022 гола «Первый раз в первый класс: Ночевать родителям у школы не придется». Если бы не было определяющего заголовка, то глядя на фото, пришлось бы догадываться. Произошло что – то сверх чрезвычайное происшествие. Фотограф Сергей Елагин продемонстрировал проблему родителей будущих первоклассников. Рассматривая фотографии, создается несокрушимый образ живых очередей. На одной из фотографий мы видим кем – то принесенный стул. «Им бы ночь простоять…», так заметка Регины Кирилловой сопровождается фотографиями в ночное время суток, где люди стоят в очереди, чтобы записать ребенка в школу. Визуальная составляющая делает текст могущественным. Фотожурналист через яркие образы привлек внимание властей города на еще одну социальную проблему: нехватку хороших школ.