Понятие: этика и мораль, категории этики
ВВЕДЕНИЕ
«XXI век будет веком гуманитарной культуры, если он будет вообще ». Эти слова принадлежат известному французскому философу К. Леви-Стросу, а смысл их в том, что у человечества может не оказаться будущего, если оно не обратит свой интерес к гуманитарному развитию личности, духовным аспектам ее жизни.
В современной системе духовных ориентаций отчетливо проявляется противостояние двух ценностно-мировоззренческих установок, двух принципов - технократизма и гуманизма. Первый связан с признанием примата техники и технологии как главных факторов мирового прогресса. На его основе сложился своеобразный культ инструментального знания и прагматического действия. В его рамках даже человек стал рассматриваться лишь как средство (человеческий фактор). Другой подход связан с преимущественным интересом к человеку как к цели - вспомните афоризм древних: «Человек есть мера всех вещей». Лишь человеческим измерением может быть определена истинная ценность всего происходящего в мире, истинный смысл истории, суть которого - человеческое счастье. Это гуманистический подход, который позволяет не только вывести человека из тупика потребительства, но и возродить высшие гуманистические ценности. Принципы гуманизма, терпимости, понятия добра, сострадания, совести, смысла жизни - все это составляет предмет изучения этики, которая выступает тем самым гуманистической основой формирования личности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА IМОРАЛЬ И ЭТИКА: ОСНОВНЫЕПОНЯТИЯ 6
1.1 Мораль, её функции и структура 6
1.2 Моральные и этические ценности. Классификация моральных ценностей 11
ГЛАВА IIСУЩНОСТЬ ЭТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ 15
2.1 Особенности и социальные функции этических категорий 15
2.2 Совесть как важнейшее условие человеческого бытия 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – 4 июля.
2. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О воинской обязанности и военной службе» // Российская газета.2021.№145
3. Болотникова Е. Н.«Мораль как дискурсивная формация: автореферат диссертация»; - ГОУ ВПО Самарский государственный университет;2016) с. 120
4. Подольский Д. А. Исследование формирования социально-моральной компетентности подростков: монография. М-во образования и науки РФ,- НИУ ВШЭ. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. 120 с.
5. Артемов В.М. Нравственное измерение права и этика для юристов: реальность и перспективы//Проблемы этики: Философско-этический альманах. Вып. IV. -М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2019. с. 59-63
6. Бакштановский, В. И. Культура нравственного сознания и поведения личности / В.И. Бакштановский. - М.: Знание 2016 с. 154-155
7. Букреев, В. И. Этика права / В.И. Букреев, И.Н. Римская. - М.: Юрайт, 2017. с 256
8. Гоглова, О. О. Биомедицинская этика / О.О. Гоглова, С.В. Ерофеев, Ю.О. Гоглова. - М.: Питер, 2018.с. 124
9. Гусейнов, А. А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2017. с. 85
10. Захарова, И. В. Социальная психология: учебное пособие / И. В. Захарова. - Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019 с. 145
11. Земедлина, Е.А. Этика и психология делового общения: Учебное пособие / Е.А.Земедлина. - М.: Риор, 2017 с. 67
12. Златин, П.А. Социология и психология труда Ч.1 / П.А. Златин. - М.: МГИУ, 2016 с. 136
13. Златин, П.А. Социология и психология труда Ч.2 / П.А. Златин. - М.: МГИУ, 2016 с. 198
14. Клод Леви-Строс и структурная антропология / Пер. О. Кустовой. М., 2016 с.158
15. Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019с. 166
16. Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020 с.102
17. Королев, Л. М. Социальная психология: учебник для бакалавров / Л. М. Королев. - Москва: Дашков и К,2019 с. 265
18. Панфилова, А.П. Психология общения: Учебник / А.П. Панфилова. - М.: Academia, 2016с. 302
19. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. - М.: Феникс. 2020с. 212
20. Толочек, В.А. Психология труда / В.А. Толочек. - СПб.: Питер, 2019 с. 365
Как и любая наука, этика располагает богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория» греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности. Это - узловые пункты человеческого познания.
Категории этики представляют собой наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и моменты морали и составляющие теоретический аппарат этики как науки. Это образования духовного, идеального порядка, которые существуют и оформляются на теоретическом уровне нравственного сознания. Они есть субъективное отражение нравственной стороны бытия, систематизированное, научно обоснованное, теоретическое знание о морали как социальном явлении.
Вместе с тем следует сказать, что отражение моральных явлений осуществляется не только на теоретическом уровне, но и на уровне обыденного сознания в виде конкретных чувств, представлений, симпатий и антипатий, иллюзий и т.п. При этом и на том и на другом уровнях отражаемое фиксируется в одних и тех же словах. Например, есть категория долга, а есть и представление-индивида о том, что такое долг.