Принцип независимости судей и анализ их современных гарантий
ВВЕДЕНИЕ
Согласно энциклопедическому словарю, независимость судей – это гарантированная возможность принимать ответственные решения при осуществлении правосудия на основании предписаний закона, по внутреннему убеждению и без какого-либо вмешательства извне.
В соответствии со статьями 120 и 122 Конституции Российской Федерации судьи неприкосновенны, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Статья 8 «Независимость судей» Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гласит о том, что любое вмешательство в деятельность судей по рассмотрению и разрешению гражданских дел запрещается, а в противном случае влечет за собой установленную законом ответственность.
Гарантии независимости судей отражены в статье 9 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей» и распространяются на всех судей Рос
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование независимости судей в Российской Федерации
1.1 Принцип независимости судей
1.2 Гарантии независимости судей
1.2.1 Несменяемость и независимость судей
1.2.2 Судейская неприкосновенность (иммунитет)
Глава 2. Современные проблемы реализации принципа независимости судей в России
2.1 Анализ проблем независимости судей
2.2 Предложения по совершенствованию гарантий независимости судей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс.
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) // СПС КонсультантПлюс.
3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // СПС КонсультантПлюс.
4. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 08.12.2020, с изм. от 30.12.2020) «О статусе судей в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 50, ст. 8071.
5. Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
6. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
7. «Кодекс судейской этики» (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред. от 08.12.2016) // СПС КонсультантПлюс.
Учебное пособие, статьи из сборника научных трудов, публикации в периодических изданиях
8. Кондрашов А.А. Проблемы реализации принципа независимости судей в России: от теории к правоохранительной практике // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 8.С. 184-187.
9. Корнус Н.С. Проблема реализации принципа независимости судей // Молодой ученый. 2018. № 12 (198). С. 111-113.
10. Кутуков А.Д. Конституционные принципы независимости и несменяемости судей как основа правового статуса судьи Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 48 (286). С. 243- 245.
11. Лебедев В. М. Гарантии независимости судебной власти в Российской Федерации: концепция, история становления и современное состояние // Журнал российского права. 2019. № 11. С. 5 - 23.
12. Махеева Е.Б. Независимость судей в современной России //
Ещё 2017 году Генеральный секретарь Совета Европы Т. Ягланд,рассматривая основы независимости судей, в своем докладе отметил, что уверенность в том, что судья будет занимать свою должность до достижения пенсионного возраста, за исключением случаев дисциплинарного нарушения или проблем со здоровьем, является для них гарантией независимости в соответствии с европейскими стандартами, и почти все страны-члены гарантируют это законом.Российская Федерация такжене является исключением.
Согласно ст. 14 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком.В то же время статьей 11 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Р