Защита прав пассажиров (клиентов) в сфере транспортного обслуживания
Введение
Такое понятие в теории гражданского права, как защита прав пассажиров (клиентов) в сфере транспортного обслуживания появилось приблизительно в начале века 21, и при этом до сих пор занимает одно из важных мест в современном обществе.
Сейчас перевозка пассажиров занимает особо значимое место в деятельности транспортных организаций. Следует учитывать, что всеобъемлющий характер перемещения пассажиров требует полной регламентации договорно-документационного обеспечения перевозок и оперативного разрешения спорных ситуаций, неизбежно возникающих между ними при перевозках.
Пассажирский транспорт осуществляет перевозки населения в международном, междугородном, пригородном и внутригородском сообщениях. Первое место по пассажирообороту за 2019 год занимает автомобильный транспорт – около 59.7 %. На втором месте находится городской электрический транспорт - около 32.8%.Третье место занимает железнодорожный транспорт – около 6.7 %. Ну и остальные виды транспорта, а именно водный и авиаперевозки не более 1 % от всего. Железнодорожный транспорт способен перевозить на большие расстояния большие объемы грузов и пассажиров. Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом, также он наиболее доступен по цене для населения. Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов, способен перевозить грузы, как на дальние расстояния, так и на короткие. Недостатки – большая себестоимость и трудоемкость, малая грузоподъемность, большая энергоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.
Содержание
Введение
Глава 1. Правовое регулирование прав пассажиров
1.1. Понятие и виды договора перевозки пассажира
1.2 Заключение и прекращение договора перевозки. Отказ пассажира от договора перевозки
1.3. Понятие защиты прав потребителей при осуществлении перевозки пассажиров и источники ее правового регулирования
Глава 2. Права и обязанности потребителей и перевозчиков в сфере транспортного обслуживания
2.1. Обязанности пассажира
2.2. Обязанности перевозчика
2.3. Формы, способы и порядок защиты прав потребителей при осуществлении перевозки пассажиров
Заключение
Список используемой литературы
Список используемой литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ/"Российской газете" от 8 декабря 1994 г. N 238-239
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ /"Российская газета" 6, 7, 8 февраля 1996 г. N 23, 24, 25
3. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ/ "Российская газета" 13 марта 2001 г. N 50
4. Федеральный закон от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ: « О федеральном железнодорожном транспорте»/ "Российская газета" 30 августа 1995 г.
5. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ/ "Российская газета" 26 марта 1997 г. N 59-60
6. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ/ "Российская газета" 1-5 мая 1999 г. N 85-86
7. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"/ "Парламентская газета" 18 января 2003 г. N 11-12
8. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"/ "Парламентская газета" 14 ноября 2007 г. N 156-157
9. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I / Российская газета от 7 апреля 1992 г.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда"/ Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1995, N 3
11. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2021 г. N 810 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"/Собрание законодательства Российской Федерации от 7 июня 2021 г. N 23 ст. 4058
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"/ "Российская газета" от 11 июля 2012 г. N 156
13. Обзор по отдельным вопросам судебной практики Верховного Суда РФ о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 1 февраля 2012 г.)/ Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2012 г., N 4(в извлечении)
14. Транспортное право: учебник для вузов / Н. А. Духно [и др.] ; ответственные редакторы Н. А. Духно, А. И. Землин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 435 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14719-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
15. Федеральная служба Государственной статистики URL:https://rosstat.gov.ru/search?q=перевозки+пассажиров
Применительно к отдельным видам транспорта круг основных обязанностей перевозчика расширяется за счет того, что перевозчик приступает к исполнению своего обязательства значительно ранее момента, когда пассажир занимает свое место в транспортном средстве. Например, на морском транспорте исполнение обязательства перевозчика по договору морской перевозки пассажира должно осуществляться с учетом так называемых периодов перевозки пассажира, которые включают в себя: в отношении пассажира и его каютного багажа - период, в течение которого пассажир или его каютный багаж находятся на борту судна, период посадки и высадки пассажира, а также период, в течение которого пассажир и его каютный багаж доставляются водным путем с берега на судно либо наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета или используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком в распоряжение пассажира; в отношении каютного багажа - также период, в течение которого пассажир находится на морском вокзале, причале или в ином портовом сооружении либо на нем, если этот багаж принят перевозчиком, его работником или агентом и не выдан пассажиру; в отношении иного багажа, который не является каютным багажом, - период с момента принятия такого багажа перевозчиком, его работником или агентом на берегу либо на борту судна до момента выдачи такого багажа перевозчиком пассажиру (ст. 182 КТМ).