Особенности игровой зависимости детей подросткового возраста

Цель: теоретически обосновать, исследовать и разработать рекомендации коррекции игровой зависимости у подростков
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
05.09.2022
Объем файла
7003 Кб
Количество страниц
45
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
680 руб.
850 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы обусловлена тем, что сегодняшние темпы IT-технологий, превышают темпы развития всех других отраслей. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла.
Работа за компьютером является неотъемлемой частью жизни современных подростков. Персональный компьютер стал незаменимым помощником в решении самых разнообразных задач. 
Так согласно В. А. Плешакову человек сегодня реализует свою жизнедеятельность параллельно в двух социализирующих средах: в привычной всем материальной реальности и новой информационной реальности киберпространства. Несомненно, появление компьютера и интернета внесло глубокие изменения во все сферы жизнедеятельности современного человека, произошла смена экзистенциональных, духовных, идеологических, социологических и экономических приоритетов. 
По данным опроса Левада – центра число интернет пользователей за последние два года увеличилось с 73% до 81% граждан, большую часть которых составили дети, подростки и молодежь. Повсеместная компьютеризация объясняется социоантропогенными факторами, легкой доступностью и удобством использования технических инноваций, позволяющих с легкостью совершать покупки, не выходя из дома и что важно в условиях нынешней урбанизации, экономить огромное количество времени, осуществлять профессиональную или учебную деятельность, получать, хранить и обрабатывать гигантские объемы информации, осуществлять взаимодействие и вступать в общение с другими людьми. Безусловно можно долго перечислять все плюсы компьютеризации, но при этом не следует забывать и о негативных последствиях использования информационных технологий.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.  НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОТКОВОГО ВОЗРАСТА 7

1.1. Проблема игровой зависимости в трудах отечественных и зарубежных авторов 7

1.2. Факторы и механизмы формирования компьютерной игровой зависимости у подростков 15

1.3. Профилактика как средство предупреждения компьютерной игровой зависимости у подростков 23

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 29

2.1. Методы и организация исследования 29

2.2. Описание результатов  исследования 32

2.3 Рекомендации коррекции игровой зависимости 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агибалова Н. И., Данилова М. В. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков / Н. И. Агибалова, М. В. Данилова // Молодой учёный. – 2014. – № 20 (79). – С. 547 – 549. 

2. Асеева А. Д. Социально – психологические аспекты зависимого поведения в межличностных отношениях в юношеском возрасте / А. Д. Асеева – Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Курск – 2014. – 210 с. 

3. Багдасарян А. А., Саргсян М. Э. Влияние компьютеров и интернета на младших школьников / А. А. Багдасарян, М. Э. Саргсян // Наука и образование сегодня. – 2019. – № 1. – С. 78 – 81. 

4. Баева Л. В. Виртуализация жизненного пространства человека и проблемы интернет – игровой зависимости (IGD) / Л. В. Баева // Виртуальное пространство и жизненные миры человека. – 2016. – № 1 (11). – С. 8 – 19. 

5. Блясова И. Ю. Социально – педагогическое предупреждение компьютерной игровой зависимости подростков / И. Ю. Блясова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 3 (52). – С. 26 – 28. 

6. Васильева Е. В. Компьютерная зависимость подростка как социально – педагогическая проблема / Е. В. Васильева // Психолого – педагогический журнал ГАУДЕАМУС. – 2016. – Т. 15 (№ 2). – С. 32 – 38. 

7. Васильева Ю. Е., Ивашина И. А., Попов П. П., Рыжов И. Г. К вопросу о проблеме интернет – зависимости в современном обществе / Ю. Е. Васильева и др. // Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии. – 2014. – № 16. – С. 48 – 51. 

8. Воеводскова Е. Е. Зависимость о компьютерной виртуальной реальности / Е. Е. Воеводскова // Проблемы педагогики. – 2015. – № 27. – С. 1 – 2. 

9. Волкова Е. Н., Гришина А. В. Оценка распространенности игровой компьютерной зависимости у младших подростков / Е. Н. Волкова, А. В. Гришина // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 3. – С. 24 – 30.

10. Воронов Д. И. Социально – психологические детерминанты компьютерной зависимости и ее профилактика средствами физической рекреации и психокоррекции / Д. И. Воронов – Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Санкт – Петербург. – 2016. – 266 с.

11. Вотякова Е. Ю., Яковлева Н. В. Негативное влияние кибераддикции на жизнестойкость подростков / Е. Ю. Вотякова, Н. В. Яковлева // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». – 2015. [Электронный ресурс]. – режим доступа: www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru [Дата обращения 18.02.2022г]

12. 12. Гаурилюс А. И. Характеристика игровой зависимости у молодежи / А. И. Гаурилюс // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». – 2016. [Электронный ресурс]. – режим доступа: www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru [Дата обращения 18.02.2022г]

13. Гоман В. А., Гефнер О. В. Современная молодежь и компьютерная зависимость / Гоман В. А., Гефнер О. В. // Электронный научно – методический журнал Омского ГАУ. – 2018. – Спецвыпуск № 5. – С. 1 – 4. 

14. Горшенина А. Н. Компьютерная зависимость у детей и подростков / А. Н. Горшенина // В сборнике: Наука сегодня, сборник научных трудов по материалам международной научно – практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда – 2014. С. 82 – 83. 

15. Гредюшко О. П. Психологические трудности подростков / О. П. Гредюшко // Вестник Казанского Юридического института МВД России – 2014. – № 3 (17) – С. 118 – 119. 

16. Гришина А. В. Тест – опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми / А. В. Гришина // Вестник Московского университета – 2014. – Серия 14 (№4). – С. 131 – 142. 

17. Гришина А. В., Волкова Е. Н. Структура субъектности с разным уровнем игровой компьютерной зависимости / А. В. Гришина, Е. Н. Волкова // Вестник Мининского университета. – 2018. – Том 6. № 1. – С. 1 – 18.

18. Давтян В. Г., Бердин Р. Д. Адаптивные возможности у лиц с виртуальной аддикцией / В. Г. Давтян, Р. Д. Бердин // Наука, техника и образование. – 2015. – № 7. С. 1 – 2. 

19. Денисов А. А. Психология интернет – зависимости / А. А. Денисов // Развитие личности. – 2014. – № 1 – С. 190 – 202. 

20. Дровосеков С. Э., Самбурова И. А. Различия в выраженности интернет –зависимости у мужчин и женщин / С. Э. Дровосеков, И. А. Самбурова // Научно – методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 304 – 307. 

21. Ембергенова А. М. Психопатологические аспекты игровой зависимости / А. М. Ембергенова // Вестник АГИУВ. – 2014. – № 3. – С. 186 – 188. 

22. Емельяненко В. Д. Мировоззрение и игровая компьютерная зависимость: поиск взаимосвязи / Емельяненко В. Д. // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2016. – № 1 (11). – С. 45 – 64. 

23. Закаблукова А. А., Смирнова Т. А., Капустина Л. П., Чуйкова М. А. Психолого – педагогическая профилактика компьютерной игромании у обучающихся / А. А. Закаблукова и д.р. – Белгородский региональный центр психолого – медико – социального сопровождения. 2016. – 117 с.

24. Зальмунин К. Ю. Сравнительная оценка психопатологических и патопсихологических феноменов и синдромов у пациентов с наркотической и игровой зависимостью / К. Ю. Зальмунин // Практическая медецина. – 2015. – № 5 (90). – С. 56 – 58. 

25. Игдырова С. В., Чикляукова Е. В., Мукминов Р. Р. Социальная работа с подростками, склонными к кибераддикции / С. В. Игдырова и др. // Димитровградский инженерно – технологический институт «МИФИ», Россия, г. Димитровград. – 2014. – № 1 (3). – С. 149 – 157. 

26. Кардашян Р. А. Профилактика психосоматических проявлений у учащихся общеобразовательных учреждений с компьютерной игровой  увлеченностью / Р. А. Кардашян // Архивъ внутренней медицины. Специальный выпуск. – 2016. – С. 13 – 14.

27. Кардашян Р. А. Психосоматические расстройства при компьютерной игровой зависимости у учащихся общеобразовательных учреждений / Р. А. Кардашян // Архивъ внутренней медицины. Спец. выпуск. – 2016. – С. 12 – 13. 

28. Кащеева М. А. Психотерапевтические методы при лечении гемблинга / М. А. Кащеева // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». – 2015. [Электронный ресурс]. – режим доступа: www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru [Дата обращения 24.01.2022г]

29. Кнорре А. В. Стратегическое взаимодействие в онлайн – играх: взгляд из теории игр / А. В. Кнорре // Sociology of science and technology. – 2014. – № 5 (4). – С. 105 – 116. 

30. Коробкина Е. С. Поведенческая специфика социализации подростка / Е. С. Коробкина // Достижения вузовской науки – 2014. – № 8 – С. 144 – 150. 

31. Лифанов А. Д., Антонов В. А., Гейко Г. Д., Ахметвалеева Т. Э., Петров А. В. Особенности личностных ценностей студентов с разной степенью компьютерной зависимости / Д. Л. Александр // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 4 (158). – С. 395 – 399. 

32. Лопеш Э. де А., Передерий Н. А. Исследование интернет – зависимости среди школьников / Э. де А. Лопеш, Н. А. Передерий // Бюллетень медицинских Интернет – конференций. – 2014. – Т. № 4. (11). – С. 1243. 

33. Мандель Б. Р. Аддиктология (ФГОС ВПО): учебное пособие / Б. Р. Мандель. – Директ – Медиа. 2014. – 536 с. 

34. Мандель Б. Р. Технологические аддикции переходят в наступление / Мандель Б. Р. // Мир психологии – 2014. – № 4 (80). – С. 193 – 205. 

35. Матусевич А. М. Актуальные проблемы профилактики наркомании / А. М. Матусевич // Молодой учёный. – 2016. – № 13 (117). – С. 826 – 827.

36. Матусевич А. М. Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи / А. М. Матусевич // Молодой учёный. – 2016. – № 13 (117). – С. 827 – 829. 

37. Набойченко Е. С., Окунева Л. И. Психологические аспекты кибераддикции подростков / Е. С. Набойченко, Л. И. Окунева // Педагогическое образование в России. – 2016. № 5. – С. 82 – 87. 

38. Набойченко Е. С., Окунева Л. И. Типология подростков, склонных к кибераддикции / Е. С. Набойченко, Л. И. Окунева // Педагогическое образование в России. – 2016. № 1. – С. 94 – 98. 

39. Нальгиева Ц. Я. Психолого – акмеологические факторы профилактики компьютерной зависимости учащихся средних и старших классов / Ц. Я. Нальгиева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. № 1(22). – С. 291 – 293. 

40. Неклюдова В. В. Агрессивность игрозависимой студенческой молодежи / В. В. Неклюдова // Вестник ПСИ. – 2018. – № 1 (79). – C. 144 –147. 

41. Неустроева О. В. Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна / О. В. Неустроева // Психология – 2015. – № 6 (7) – С. 35 – 36. 

42. Новикова О. Н. Виртуальная игра как средство формирования личностной идентичности детей и подростков / Новикова О. Н. // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 2. – С. 146 – 151. 

43. Окунева Л. И. Социально – психологические склонности к кибераддикции в подростковой среде / Л. И. Окунева // Педагогическое образование в России. – 2016. № 1. – С. 188 – 191. 

44. Окунева Л. И. Факторы, обуславливающие формирование кибераддикции у подростков / Л. И. Окунева // Педагогическое образование в России. – 2016. № 2. – С. 157 – 162. 

45. Окунева Л. И., Набойченко Е. С. Детерминанты кибераддикции у социально депривированного подростка / Л. И. Окунева, Е. С. Набойченко // Педиатрический вестник Южного Урала. – 2016. – № 1. – С. 33 – 36.

46. Олейникова В. А. К вопросу о сущности подростковой аддиктивности / В. А. Олейникова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2014. – № 4. – С. 17 – 20. 

47. Остапова А. В. Психологические особенности подросткового возраста / А. В. Остапова // Евразийский научный журнал – 2015. – № 7 – С. 189 – 191. 

48. Плешаков В. А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI в. и проблемы образования / В. А. Плешаков // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2014. – № 4 (35). С. 9 – 22. 

49. Помелов В. А. Геймер: игроман или креативная личность? / В. А. Помелов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2014. – № 3 (39). – С. 76 – 81. 

50. Романцова И. И. Профилактика интернет – зависимого поведения у подростков посредством формирования навыков межличностного конструктивного общения / И. И. Романцова ГБУ ВО «Центр психолого – педагогической поддержки и развития детей». 2017. – 193 с. 

51. Смирнов А. В. Базовые психологические компоненты аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности / А. В. Смирнов – Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Екатеринбург. – 2015. – 489 с. 

52. Смирнова А. А., Захарова Т. Ю., Синогина Е. С. Киберугрозы безопасности подростков / А. А. Смирнова, Т. Ю. Захарова, Е. С. Синогина // Научно – педагогическое обозрение. – 2017. – № 3 (17). – С. 

53. Тазетдинова Ю. М. Теоретические предпосылки исследования особенностей агрессивного поведения у подростков – мальчиков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости / Ю. М. Тазетдинова // Санкт – Петербургский образовательный вестник. – 2018. – № 9. – С. 43 – 48. 

54. Титова В. В., Катков А. Л., Чугунов Д. Н. Интернет – зависимость: причины и механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и  профилактике / В. В. Титова, А. Л. Катков, Д. Н. Чугунов // Педиатр. – 2014. – Т. 5 № 4. – С. 132 – 139.

55. Фатхутдинова А. А. Феномен геймерства в современном обществе / А. А. Фатхутдинова // Вестник ВЭГУ. – 2017. – № 2 (88). С. 139 – 143. 

56. Фоменко А. И., Семенцова И. А. Профилактика кибераддикции как основа предотвращения преступного поведения подростков с пограничным состоянием психики / А. И. Фоменко, И. А. Семенцова // Общественные науки. – 2015. – № 2. – С. 113 – 117. 

57. Хилько О. В. Практический подход к профилактике компьютерной зависимости у подростков / О. В. Хилько // Научно – методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 13. – С. 56 – 60. 

58. Худяков А. В., Урсу А. В., Старченкова А. М. Компьютерная игровая зависимость, клиника, динамика и эпидемология / А. В. Худяков и др. // Meditsinskaya psikhologiya v Rossii. – 2015. – № 4(33). С. 1 – 10. 

59. Черникова И. В. современные подходы к профилактике кибераддикции / И. В. Черникова, О. М. Луговая. // В сборнике: Проблемы полиэтничного региона: социально – политические и психологические контексты материалы одноименной подсекции 3 ежегодной НПК СКФУ. ФГАОУ ВПО «СКФУ». Ставрополь – 2015. С. 106 – 112. 

60. Шаров К. С. Онлайн – видеоигры как фактор социальных девиаций / К. С. Шаров // Диагностика социума. – 2015. – № 17. – С. 52 – 65. 

61. Щербакова Н. Б. Стратегические основы деятельности родителей по организации работы школьников на компьютере в домашних условиях / Н. Б. Щербакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2018. – № 3. – С. 78 – 88.

В исследовании на добровольной основе приняли участие ученики 7Б класса МКОУ «СОШ № 2 ЗАТО п. Солнечный», Красноярского края, в количестве двадцати восьми человек, из них 19 мальчиков и 9 девочек. Средний возраст испытуемых, составил 13 лет. На данном этапе развития психологической науки существует не малое количество различных методик, направленных на изучение как компьютерной игровой зависимости, так различных ее проявлений. В целях выявления компьютерной игровой зависимости в группе подростков нами использовались следующие методики: тест Томаса Такера на выявление игровой зависимости (в модификации Коныгиной И. А.); тест на интернет – 44 аддикцию для подростков (в модификации Коныгиной И. А.) (Т. А. Никитина, А. Ю. Егоров, 2005 год); тест «Определение зависимости от компьютерных игр» А. В. Котлярова; тест – опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми А. В. Гришиной. Такой подбор методик позволит объективно взглянуть на исследуемую проблему, выявить подростков, находящихся на стадии зависимости от компьютерных игр или сети интернет, находящихся в группе риска возникновения аддикции и не проявляющих признаков зависимости. Так, используемые методики позволят раскрыть отношения испытуемых к компьютерным играм, время, затраченное на игру и игровые предпочтения респондентов, наличие психосоматических расстройств в результате увлечения компьютерными играми, ощущения в игре и вне ее, а также отношение родителей к увлечению детей компьютерными играми и т.д.