Легальность и легитимность государственной власти
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы связана с переходным периодом политической жизни страны, проведением реформ, поисками новых перспективных и прогрессивных путей социальной эволюции, повышением качества и эффективности законодательства, а также развитием гражданского общества и усовершенствованием государственной внутренней и внешней политики. Также важное место занимает потребность российского общества избежать угрозы возникновения значительных социально-политических и экономических кризисов, которые могут привести к господству правового нигилизма. Современные процессы модернизации политической системы общества основаны на унификации и внедрении в жизнь опыта западноевропейских государств. В связи с такими тенденциями уместна потребность в осуществлении научно-правового анализа сущности легитимности и легальности государственной власти, которая и определяет уровень дееспособности и авторитета правящей политической элиты в глазах народа, и его роли в указанных выше процессах, поскольку приоритетом каждого развитого государства является обеспечение охраны и защиты прав и потребностей человека. Особое значение для реализации таких целей имеет наличие демократической государственной власти, что способствует укреплению правовых основ законодательства и перспектив всестороннего развития общества.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЛЕГИТИМНОСТИ И ЛЕГАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 5
1.1 Сущность легитимности и легальности власти государственной власти 5
1.2 Соотношение понятий легитимности и легальности государственной власти 11
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ЛЕГИТИМНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 15
2.1 Проблемные аспекты, возникающие в процессе легитимации государственной власти 15
2.2 Перспективы укрепления легитимации государственной власти на современном этапе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // "Российская газета" от 4 июля 2020 г. N 144.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954
3. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) "О референдуме Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2710
Судебная практика
4. Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант регион» (дата обращения: 15.03.2022).
Литература
5. Байков Н.М. Доверие как основополагающий базис гражданского общества // Власть и управление на Востоке России. – 2018. – №. 1 (82). – С. 55-64.
6. Дошаклоев А.Р. Проблемы легальности и легитимности государственной власти // Вестник Студенческого научного общества. – 2018. – Т. 9. – №. 3. – С. 93-94.
7. Иванова С.Е. Теория политико-правовой легитимации государственной власти М. Вебера: особенности исследования классических форм // Таганрогский институт управления и экономики– 2019. – С. 327.
8. Иванченко Ю.А. Сущность, механизм и формы правовой легитимации государственной власти: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2015. 28 с.
9. Калиниченко А.И. Легитимность и делегитимация власти // Закон и право. – 2019. – №. 1. – С. 38-40
10. Кожевников В.В. Легальность, легитимность государственной власти и политическое отчуждение в современной России // Аграрное и земельное право. – 2020. – №. 7. – С. 37-49.
11. Мулкиджан А.А. К вопросу о легитимации и легализации власти // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории. – 2017. – С. 350-354.
12. Муратшин Ф.Р. О некоторых проблемах легитимации власти и властных решений в современной России / Ф. Р. Муратшин // Правовое государство: теория и практика. – 2020. – № 4-2(62). – С. 98-106. – DOI 10.33184/pravgos-2020.4.27.
13. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Н. Протасов. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 487 с.
14. Теория государственного управления / П.Н. Путилов, В.Е. Степанов, И.Н. Сенин и др. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 131 с.
15. Тихонова Н.Е. Соотношение интересов государства и прав человека в глазах россиян: эмпирический анализ // Polis: Journal of Political Studies. – 2018. – №. 5.
16. Фан. И.Б. Политическая онтология российского гражданина: содержание против формы / И.Б. Фан. – Екатеринбург: Урал. ин-т управления - филиал РАНХиГС, 2018. – 334 с.
17. Шкута Р.В. и др. Проблема легитимности как современный вызов политической власти (на примере анализа стран славянского мира) // Актуальные проблемы социальных наук (27–28 апреля 2018 г). – 2018. – С. 157.
мПонятия легитимности государственной власти и легальности схожи между собой. Так, легитимность выступает в качестве оценочной характеристики государственной власти. Она может характеризовать государственную структуру в качестве нечестной либо честной, несправедливой или справедливой. В свою очередь, легальность относится к нейтральной правовой характеристике государственной власти. При наличии легитимности, население выражает свое принятие властных структур, выражая доверие к ним. Граждане высказывают одобрение либо неодобрение государственной властью, основываясь на моральных принципах и собственных представлениях о совести и справедливости. При наличии легитимности достигается согласие граждан без специального принуждения. С целью поддержания либо получения легитимности необходимо поддержание доверия граждан, с помощью подтверждения осуществляемых действий, прибегая к высшим моральным правилам, историческим фактам и целям государства. В определенных ситуациях законная власть может приобрести статус нелегитимной. Наличие легитимности подтверждает доверие граждан – не менее 30 % от общего количества населения. В случае, когда данные показатели менее установленного уровня, власть не относится к легитимной .