Особенности самооценки подростков с ДЦП
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время в современном обществе подросток очень часто либо переоценивает, либо недооценивает свои силы и возможности. В первом случае может произойти высокомерность, зазнайство в поведении, что может привести к конфликтам со сверстниками, педагогами, взрослыми. Во втором случае возникает преуменьшение уровня претензий. Это способствует развитию замкнутости, стеснительности, трудностей в общении, неудовлетворенности собой, неверию в свой потенциал.
Я-концепция, как центральная характеристика личности, является предметом многочисленных психологических и социально-педагогических исследований (Р. Бернс [1], А.А. Деркач [8],И.С. Кон[19] и др.), где Я – концепция выступает как относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе. На ее основе человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с окружающими людьми.
По мнению этихавторов составной и неотъемлемой частью Я – концепции является самооценка личности. Она выступает как оценка личностью самой себя, своего внешнего облика, места среди других людей, своих возможностей и качеств. Самооценка является системообразующим основанием индивидуальности личности, которая определяет жизненную позицию человека, всю систему его оценок, уровень его притязаний. Самооценка оказывает влияние на формирование стиля поведения и жизненный процесс человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает направленность и динамику развития и совершенствования субъекта.
Оглавление
Введение 3
1.Теоретические аспекты проблемы исследования самооценки подростков с ДЦП 7
1.1. Понятие «самооценки» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности формирования самооценки у подростков 14
1.3 Особенности формирования самооценки у подростков с ДЦП 17
Вывод по 1 главе 22
2. Диагностический инструментарий развития самооценки у подростков с ДЦП 23
2.1 Исследование исходного уровня развития самооценки у подростков 23
2.2 Сравнительный анализ особенностей самооценки у подростков с нормальным развитием и с ДЦП 25
Вывод по 2 главе 29
Заключение 30
Список использованных источников 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Список использованных источников
1. Бернс, Р. Что такое Я – концепция. // Психология самосознания. Хре-стоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2000 – 672 с.
2. Блейхер, В.М. Толковый словарь психиатрических терминов /Блейхер В.М., Крук И.В. – Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. – 640 с.
3. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией/ Л. В. Бороздина. // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. –2011. –№ 1. – С. 51-56.
4. Бурамбаева, Д. А. Формирование адекватной самооценки младших подростков как фактор психологической безопасности личности [Электронный ресурс] / Д.А. Бурамбаева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 136–140. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75028.htm.
5. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста: учебник/ Б.С. Волков. – М: КноРус, 2016. – 266 с.
6. Горбачева, В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей / В.А. Горбачева. – М.: Просвещение, 2013. – 221 с.
7. Горохова, А.А. Исследование особенностей самооценки современных детей и подростков [Электронный ресурс]/ А.А. Горохова, Н.Л. Сомова, Е.С. Киричик// Психология человека в образовании. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-samootsenki-sovremennyh-detey-i-podrostkov (дата обращения: 22.01.2022).
8. Деркач, А. А. Самооценка как структурообразующаяпроцесса акмеологического развития / А.А. Деркач // Мир психологии. – 2005– № 3. С. 139–146.
9. Донцова, И. В. Особенности форм самосознания и самоотношения у детей с детским церебральным параличом / И.В. Донцова// Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства : материалы науч.-практ. конф. – Новосибирск: НГУ, 2017. – С. 152-154.
10. Елькина, Н.П. Особенности личностного развития подростков с ДЦП[Электронный ресурс] / Н.П. Елькина, М.В. Гиро // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2019. – №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnostnogo-razvitiya-podrostkov-s-dtsp (дата обращения: 22.01.2022).
11. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки/А.В. Захарова.- М.: изд-во Рипол-Классик, 2014. –103 с.
12. Ишинова, В. А. Методика изучения особенностей психологического состояния подростков, страдающих сколиозом и детским церебральным параличом / В. А. Ишинова, Л. В. Тхоржевская // Восточно-Европейский научный журнал. – 2021. – № 9-3(73). – С. 37-46.
13. Ишинова, В.А. Возрастные особенности психологического состояния детей с детским церебральным параличом / В.А. Ишинова, Г.В. Залмина//VII Российская научно-практическая конференция с международным участием "Инновационные технологии в области неврологии и смежных специальностей". – М.: РОИФН 2016. – С. 37 - 39.
14. Кашкуш, А.А. Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте [Электронный ресурс]/ А.А. Кашкуш// МНКО. – 2018. – №2 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-formirovaniya-samootsenki-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 22.01.2022).
15. Киперь, Н.Н. Психологические аспекты личности детей с детским церебральным параличом / Н.Н. Киперь // Вестник Луганского гос. ун-та им. Т.Шевченко. –2016. –Т. 1. № 1. –С. 141-144.
16. Козлова, К.А. Особенности самосознания подростков с детским церебральным параличом / К.А. Козлова // Фундаментальные проблемы науки : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ч. 1. – Уфа :Аэтерна, 2015. – С. 121-124.
17. Колчина, А.Г. Диагностика и коррекция нарушений развития эмоциональной сферы детей с двигательной патологией/ А.Г. Колчина // Известия Саратовского Университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – Выпуск 2(22) Т. 6. – 2017. – С. 179 – 185.
18. Колчина, А.Г. Роль самооценки в становлении личности подростка с церебральным параличом[Электронный ресурс] / А.Г. Колчина // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2015. –№2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-samootsenki-v-stanovlenii-lichnosti-podrostka-s-tserebralnym-paralichom (дата обращения: 22.01.2022).
19. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 2014. –285 с.
20. Медведева, Е.В. Особенности самооценки как основного компонента самосознания личности с двигательными ограничениями [Электронный ресурс]/ Е.В. Медведева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. –2009. –№3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samootsenki-kak-osnovnogo-komponenta-samosoznaniya-lichnosti-s-dvigatelnymi-ogranicheniyami (дата обращения: 22.01.2022).
21. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь /Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. – М.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. – 632 с.
22. Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования / О.Н. Молчанова. – Москва: Флинта, 2016. – 393 с.
23. Муравьева, О.В. Исследование особенностей самооценки у подростков с ДЦП [Электронный ресурс]/ О.В. Муравьева, Ю.П. Деревянко // Научный электронный архив.URL: http://econf.rae.ru/article/7180 (дата обращения: 22.01.2022).
24. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», – 2003. – 1024 с.
25. Павлова, О. С. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата/ О.С. Павлова – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2012. – 108 с.
26. Павлова, О.С. Изменение самооценки под влиянием инвалидизирующего заболевания [Электронный ресурс]/ О.С. Павлова // Концепт. –2020. –№11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-samootsenki-pod-vliyaniem-invalidiziruyuschego-zabolevaniya (дата обращения: 22.01.2022).
27. Пантилеев, С.Р. Строение самоотношения как эмоционально – оценочной системы /С.Р. Пантилеев – М.: Изд-во МГУ, 1988. –118 с.
28. Педагогический энциклопедический словарь / главный редактор Б. М. Бим-Бад. – Москва: Большая российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
29. Позина, М.Б. Исследование когнитивных аспектов самооценки в практико-ориентированной деятельности студентов (на примере работы с информацией): монография / М.Б. Позина. – М.: Университет «Синергия», 2021. – 232 с.
30. Польшина, М.А. Самооценка как фактор психологической защищенности личности подростков с отклонениями в развитии [Электронный ресурс]/ М.А. Польшина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 71–76. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56329.htm.
31. Психология современного подростка / под ред.Д. И. Фельдштейна. – М.:Педагогика, 2006. 210 с.
32. Пушкина, Т.Ф. Взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и тревожности личности современного подростка [Электронный ресурс]/ Т.Ф. Пушкина, Е.С. Потапова // Проблемы современного педагогического образования. –2020. –№67-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-samootsenki-urovnya-prityazaniy-i-trevozhnosti-lichnosti-sovremennogo-podrostka (дата обращения: 22.01.2022).
33. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.:Питер, 2012. – 816 с.
34. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учебное пособие для вузов / С. Л. Рбинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 712 с.
35. Серкова, А. М. Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков [Электронный ресурс]/ А.М. Серкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 131–135. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75027.htm.
36. Сидоров, К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассни ков / К.Р. Сидорова// Вопросы психологии. –2007. –№ 3. –С. 149‒157.
37. Скуратовская, О. Р. Особенности подросткового комплекса у пациентов, страдающих детским церебральным параличем / О. Р. Скуратовская // Сборник материалов конференции студентов и молодых ученых, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Борец Валентины Максимовны, Гродно, 20–21 апреля 2017 года. – Гродно: Гродненский государственный медицинский университет, 2017. – С. 513-515.
38. Словарь терминов, используемых в психиатрии / Ю.А. Александровский. – М.: ВЕДАНТА, 2021. – 500с.
39. Столяренко, Л. Д. Общая психология : учебник для вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 355 с
40. Токарская, Л.В. Исследование жизнестойкости подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс]/ Л.В. Токарская, Т.Р. Тенкачева, Н.А. Томилова // Педагогическое образование в России. –2019. –№4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-zhiznestoykosti-podrostkov-s-narusheniyami-oporno-dvigatelnogo-apparata (дата обращения: 22.01.2022).
41. Философский энциклопедический словарь / Сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко – М.:ИНФРА-М, 2003. – 576 с
42. Шакирова, Р. А. Самооценка и самоотношение подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс]/ Р.А. Шакирова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 716–720. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970470.htm.
43. Шипицына, Л.М., Детский церебральный паралич : хрестоматия/ Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – СПб.:Питер, 2003. –289 с.
44. Эйестад, Г. Самооценка у детей и подростков: Книга для родителей / Г. Эйестад ; перевод Н. Шинкаренко. – М. : Альпина Паблишер, 2019. – 295 c.
В работе А.А. Кашкуш самооценка определяется как отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть адекватной и неадекватной, зависимой и независимой [14].
О.Н. Молчанова рассматривает самооценку как некоторый итог работы самосознания, как результат функционирования самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Основная функция самооценки - саморегуляция. С помощью самооценки индивид соотносит свои возможности с требованиями ситуации [22].
Структурно-динамическая модель самооценки описывается в работах А.И. Захаровой. Выделяются два уровня функционирования самооценки: вербально-осознанный и интуитивный. Акцент в работах А.В. Захаровой делается на исследовании вербально-осознанной самооценки[11].
Самооценка рассматривается как условие и средство формирования образа «Я» и «Я-концепции». Эго-концепция есть более высокий уровень знаний о себе - это сложившаяся, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система. Самооценка выступает в качестве санкционирующего механизма «Я-концепции».
Структура самооценки, в понимании А.В. Захаровой, представлена двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным. Поведенческий компонент соотносится с регулятивными функциями самооценки и рассматривается как производный первых двух. Его развитие связывается с уровнем интеллектуального развития индивида.