Психологическая характеристика способностей и задатки человека

Курсовая работа, в которой изучено понятие способностей в психологии, рассмотрена класификация способностей; проанализированы основные психологические теории способностей личности.
Author image
Radik
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
03.09.2022
Объем файла
106 Кб
Количество страниц
34
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Актуальным вопросом сегодняшний день это вопрос о человеческих способностях и их развитии. Одна из причин такой актуальности заключается в том, что эта проблема связана с сущностью человека, с его взаимоотношениями с человеческой природой.
Общепризнано, что главная трудность в разработке исследовательских работ о способностях связана с определением того, что такое способности. На интуитивном уровне понять последнее не особенно сложно. Однако в научной разработке проблемы способностей все еще существуют мнения, сформировавшиеся в ранний период.
С древних времен способности рассматривались как некие скрытые "качества", "силы", "сущности" и т.д. Естественно, что психология наших дней далеко продвинулась в понимании этих "сущностей", но, тем не менее, некоторые элементы тайны все еще существуют в изучении способностей. На состояние этой важной проблемы также влияет неприятие теолога, резко застопорившееся изучение способностей нашими советскими

Оглавление
Введение………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И ЗАДАТКОВ ЧЕЛОВЕКА СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………. 5
1.1. Понятие способностей в психологии……………………………………… 5
1.2. Классификация способностей……………………………………………… 7
1.3. Психологические теории способностей …………………………………..10
1.4. Задатки и генотип…………………………………………………………...12
1.5.Соотношение задатков и способностей……………………………………14
Выводы по 1 главе……………………………………………………………… 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КРЕАТИВНОСТИ ………………………………………………………………16
2.1. Методы диагностики интеллекта и креативности……………………….. 16
2.2. Анализ и оценка результатов уровня развития интеллекта и
Креативности……………………………………………………………………21
Вывод по 2 главе………………………………………………………………... 27
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы……………………………………………………………... 29
Приложение 1 ……………………………………………………………………31
Приложение 2…………………………………………………………………….35
Примечания………………………………………………………………………36

Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная  психология: Учебник для студентов  вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 624 с. 
2. Бодалев А. А. О направлениях  и задачах научной разработки  проблемы способностей// Вопросы  психологии.-2005.- 1.-С.34-45. 
3. Барахсанова Е.А. Современные  подходы на основе использования  интеллектуальных игр в образовании. - М.: Педагогический эксперимент, 2006. - 156 с. 
4. Божович Л.И. Проблемы  формирования личности. /Под редакцией  Д.И. 
Фельдштейна. - М.: Изд-во "Институт  практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК",1997. - 352 с. 
5. Брунер Дж. О познавательном  развитии //Исследование развития  познавательной деятельности.- М.: Наука, 1971, C. 25-99. 
6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Изд. центр "Академия", 2007. - 624 с. 
7. Гусева Е. П. Особенности  свойств нервной системы у  подростков и их соотношения  с некоторыми характеристиками  познавательной деятельности: Автореф. канд. дис.- М.: МГУ, 2005.-36 с. 
8. Завалишина Д. Н. Психологическая  структура способностей //Развитие  и диагностика способностей.- М.: Наука,1991, С.99-112.
9. Игнатенко А. М. Возрастные  особенности памяти учащихся  среднего и старшего школьного  возраста: Автореф. канд. дис.- Л.: ЛГУ, 1972.- 24 с.
10. Лейтес Н. С. Проблема  соотношения возрастного и индивидуального  в способностях школьников // Вопросы  психологии -1985. - 1. -C. 9-19. 
11. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 608 с. 
12. Развитие высших психических  функций. Л.С. Выготский /Под ред. А.Н. 
Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова.- М.: Изд. Академии пед. наук, 1960. - 498 с. 
29
13. Рубинштейн С. Л. Принципы  и пути развития психологии.- М.: Наука, 1959.- 256 с.
14. Теплов Б. М. Проблемы  индивидуальных различий. -М.: Наука, 1961.- 345 с. 
15. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и  диагностика способностей /Отв. ред. В.Н.Дружинин, В. Д. Шадриков.- М.: Наука,2001, С. 34-56.
16. Шадриков В. Д. Проблемы  профессиональных способностей // Психологический  журнал.- 2002.- Т. 5. - 5. -C. 13-26. 

Творческие и научные способности отличаются друг от друга тем, что научные определяют успех в обучении и воспитании, усвоение знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, в то время как творческие - создание объектов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, одним словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Способность общаться, взаимодействовать с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-когнитивные, способности наиболее социально обусловлены. В качестве примеров способностей научного направления можно привести человеческую речь как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способность межличностного восприятия и оценки людей, способность социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способность вступать в контакт с разными людьми, к располагать их к себе, влиять на них и т. Д.
До нашего времени в психологии внимание уделялось именно предметно-деятельностным способностям, в то же время способности к межличностному общению имеют немаловажное значение для психологического развития человека, его социализации в обществе. Если человек не владеет речью как средством общения с людьми, например, без умения приспосабливаться к людям, правильно воспринимать и оценивать их и их действия, взаимодействовать с ними и устанавливать хорошие отношения взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможны. Отсутствие у человека таких способностей стало бы огромным препятствием для его превращения из биологического существа в социальное. Как межличностные, так и предметные способности дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.