Развитие коммуникативных способностей младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы: В настоящее время особенно повышается значимость коммуникативных навыков. Расширяются международные связи, происходит национализация всех сфер жизни общества.
Актуальность проблемы, её социальная значимость предопределили тему этого исследования: «Изучение коммуникативных умений младших школьников».
Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников посвящено несколько исследований последних десятилетий(1980-2007), среди которых можно отметить научные труды А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В. Касаткиной и др.
Не смотря на то, чем человек увлекается в тот или иной промежуток своей жизни, где он работает, он везде вынужден использовать коммуникативные навыки.
Всю жизнь мы приобретаем опыт, который развивает наши способности, в том числе и коммуникативные. Общаясь со многим числом людей, за всю жизнь мы встречаем абсолютно разных людей, которые передают нам информацию, которая помогает нам развиваться каждый день.<
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ УРОВНЯ ВЫРАЖЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Коммуникативная компетентность в зарубежной и отечественной психологии. 5
1.2 Формы и методы развития коммуникативных способностей школьников 11
1.3 Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. 17
Вывод по главе 1. 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 23
2.1 Описание и организация исследования развития коммуникативных способностей 24
2.2 Анализ результатов исследования коммуникативных способностей младших школьников 25
Вывод по главе 2. 30
Заключение 31
Литература 32
Приложение 1 36
Приложение 2 38
Приложение 3 40
Литература
1. Айхорин, А. Трудный подросток [Текст]: учебное пособие./ А. Айхорин. –М.: Апрель Пресс, Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2001. – 569с.
2. Валиева Зема Ираклиевна Формирование коммуникативных навыков у детей во внеучебное время с использованием подвижных игр // Вестник ИрГТУ. 2011. №8 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-u-detey-vo-vneuchebnoe-vremya-s-ispolzovaniem-podvizhnyh-igr
3. Гавриш Антонина Ивановна, Петрученя Татьяна Евгеньевна, Покрыщенко Анна Юрьевна Совместная деятельность как условие формирования коммуникативной компетентности у дошкольников и младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovmestnaya-deyatelnost-kak-uslovie-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentnosti-u-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov
4. Гафиятова Оксана Викторовна Программа коррекции коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр // АНИ: педагогика и психология. 2019. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-korrektsii-kommunikativnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-sredstvami-didakticheskih-igr
5. Голомолзина Екатерина Юрьевна Коммуникативное развитие младших школьников посредством проблемных ситуаций // Проблемы Науки. 2016. №9 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnoe-razvitie-mladshih-shkolnikov-posredstvom-problemnyh-situatsiy
6. Горячев М.Д., Яндукова Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе совместной учебной и внеучебной деятельности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kultury-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-sovmestnoy-uchebnoy-i-vneuchebnoy-deyatelnosti
7. Дранишникова Ксения Евгеньевна Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроках английского языка // Вопросы науки и образования. 2018. №10 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-na-urokah-angliyskogo-yazyka
8. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога [Текст]: учебное пособие./ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 534с.
9. Журакулова Юлдуз Жалоловна Формирование коммуникативных качеств у учащихся в начальном классе // Достижения науки и образования. 2018. №15 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-kachestv-u-uchaschihsya-v-nachalnom-klasse
10. Зайцева, К.П. Об актуальности формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников. URL: http://www.emissia.org/ofTline/2011/1552.htm
11. Зайцева К. П. К вопросу об особенностях формирования коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-osobennostyah-formirovaniya-kommunikativnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-v-uchebno-vospitatelnoy-deyatelnosti
12. Зайцева Ксения Павловна Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности в условиях преемственности ФГОС НОО и ФГОС до // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. №12 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-v-uchebno-vospitatelnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-preemstvennosti-fgos
13. Иванкова Наталья Владиславовна, Захлебаева Виктория Викторовна, Киселенко Людмила Станиславовна развитие коммуникативных способностей младших школьников // НИР/S&R. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov.
14. Кобякова Галина Николаевна Особенности развития речевой коммуникации младших школьников // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-rechevoy-kommunikatsii-mladshih-shkolnikov
15. Козлова А.В. Исследование особенностей развития коммуникативной компетенции в младшем школьном возрасте // Инновационная наука. 2016. №2-1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-razvitiya-kommunikativnoy-kompetentsii-v-mladshem-shkolnom-vozraste
16. Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге [Текст]: учебник./ М.Ю. Кондратьев. – М.: Институт практической психиатрии, 1997. – 475с.
17. Краева Алевтина Анатольевна, Привалова Светлана Евгеньевна Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Педагогическое образование в России. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-kommunikativnyh-umeniy-detey-starshego-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta
18. Кукушкина И.В., Мицкая М.В. Развитие коммуникативных способностей и умения сотрудничать у младших школьников в процессе обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №3-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-sposobnostey-i-umeniya-sotrudnichat-u-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya
19. Куницына, В.Н. Межличностное общение [Текст]: учебное пособие./ В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – Спб: Питер, 2001. – 544с.
20. Немов, Р.С. Общие основы психологии [Текст]: учебник./ Р. С. Немов. – 3е издание. – М.: Просвещение: Владос, 1999. – 631с.
21. Печенкина Е. В. Программа развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-razvitiya-kommunikativnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti
22. Садилова Оксана Павловна, Бзегежева Зулима Зулькариновна, Игнатьева Ольга Валерьевна, Нубарян Карина Мирановна развитие коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности на основе билингвального подхода // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2020. №4 (268). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnoy-kompetentsii-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-na-osnove-bilingvalnogo-podhoda
23. Скрынник Е.А. Формирование коммуникативных способностей на основе системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-sposobnostey-na-osnove-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov
24. Уракова, Т. В. Становление коммуникативной активности младших школьников в условиях развивающей среды: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01. [электронный ресурс] / Т.В. Уракова-Саратов: Сар. гос. пед. универ-т., 1998. - 161 с. 2
25. Халина К. Д., Капустина Т. В. [Текст]: Коммуникативные способности как фактор успешного общения // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 209-213.
26. Эшова Фарида Туймуродовна Технология развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы // Достижения науки и образования. 2020. №2 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-kommunikativnoy-kompetentnosti-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly
формирование дружеских отношений, дети получат эмоциональную поддержку, научатся нормам и правилам при общении друг с другом, что позволит развить их речевые способности, и что самое главное, в этой работе принимают участие абсолютно все, даже самые застенчивые дети. Они смогут преодолеть этот страх включившись в совместную работу с их сверстниками.
В процессе развития коммуникативных умений младших школьников целесообразно использовать различные виды детской деятельности, интегрируя их. Интегрированное обучение направлено на формирование целостной картины мира у детей, помогает детям реализовать свои творческие способности, развить навыки общения [18].
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. Благодаря использованию метода проектной деятельности повышается познавательная активность школьников, расширяется их кругозор, дети