Изучение детской агрессивности.
Введение
В последние годы значительно увеличился научный интерес к проблемам детской агрессии. Поэтому проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна для современного общества. Педагоги отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними сложно работать, и, часто, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. В большинстве случаев педагоги применяют в качестве воздействия наказание или строгий выговор, в следствии чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие контрпродуктивно, так как такие «выговоры», «внушения», «беседы», проходящие под давлением скорее усиливают особенности таких детей и совершенно не способствуют их положительной динамике или стойкому изменению поведения к лучшему.
Агрессия является предметом большого числа психолого-педагогических работ как зарубежных, так отечественных исследователей. Учеными разных направле
Содержание
Введение 2
1. Агрессивное поведение у детей 5
1.1 Понятие агрессии и агрессивного поведения 5
1.2 Типология агрессивного поведения 8
1.3 Детская агрессивность и её причины 11
2. Констатирующий эксперимент и его анализ 16
2.1 Организация и методики исследования 16
2.2 Анализ результатов исследования 20
2.3 Методические рекомендации профилактики и коррекции агрессивного поведения детей 23
Заключение 26
Список используемой литературы 29
Приложение 32
Список используемой литературы
1. Агеева И.А. Коррекционные техники в школе / И.А. Агеева. - СПб.: Речь, 2004. - 184 с. .
2. Азарова Л.А. Психология девиантного поведения: учеб-метод. комплекс / Л.А. Азарова, В.А. Сятковский. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с. С.42-50. .
3. Алексеева Е.Е. Семейное консультирование в работе детского практического психолога / Е.Е. Алексеева // Психолог в детском саду. - 2004. - №4. .
4. Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. .
5. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - М.:Олма-Пресс, 2007. - 510 с. .
6. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб: Питер, 1999. - 352 с. .
7. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова и др. - М.: Генезис, 2007. - 347 с. .
8. Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с. .
9. Бреслав Г.М. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков : метод. пособие для врачей / Г.М. Бреслав. - СПб.: Комздрав, 2004. - 334 с. .
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2008. - 671 с. .
11. Демко Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет : дис. канд.пед. наук / Е.В. Демко. - Армавир, 2005. .
12. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. / А.Г. Долгова. - М.: Генезис, 2009. - 216 с. .
13. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - № 1. .
14. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.-160 с. .
17. Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста / И.В. Ковалева. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 48 с.
18. Колосова С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с. .
19. Лют
Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяется следующее: привлечение к себе внимания сверстников, ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство, защита и месть, стремление быть главным, стремление получить желанный предмет. [9, 334 с]
Более соответсвубщими представляются классификации, построенные не на основе деления на группы, лежащие в одной плоскости, а согласно многомерному принципу. Например, Э. Басс предлагает концептуальную рамку, включающую три оси: физическая-вербальная, активная-пассивная, прямая-непрямая. Учитывая все вышеназванные аспекты, предлагается классификацию видов агрессии, которая представлена в Приложении 2. Подобная классификация имеет существенную практическую ценность, поскольку чаще всего проявляется сразу несколько видов агрессии, причём они постоянно меняются, переходя друг в друга.
1.3 Детская агрессивность и её причины
Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства детей. О