Взаимосвязь между типом темперамента студентов и их коммуникативными навыками
Введение
Актуальность исследования темперамента и коммуникативных навыков
студентов определяется тем, что общение играет важнейшую роль в жизни человека.
В современном обществе всё чаще требуются люди, которые могут создавать благоприятный климат в коллективе, а также уметь слушать и вступать в разговор. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. Ещё на самых первых ступенях – семья, школа, ближнее окружение – одной из основных функций агентов и институтов социализации является наделение формирующейся личности навыками общения. Соответственно, наличие или отсутствие умений взаимодействовать с окружающими прямо зависит от процессов, которые протекали с раннего детства вплоть до периода зрелости личности. Коммуникативные навыки чрезвычайно важны для формирования круга общения, разрешения конфликтов и нахождения взаимопонимания с другими. И если человек н
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретический аспект психологических особенностей проявления темперамента и коммуникативных навыков 6
1.1. Понятие темперамента в психологии 5
1.2. Психологическая характеристика процесса общения и коммуникативных навыков 12
1.3. Особенности общения в студенческом возрасте……………………17
Выводы по первой главе………………………………………………………...19
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи коммуникативных навыков студентов и типов темперамента 20
2.1. Описание выборки и методов исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования…………………………….……..…21
2.3. Комплекс рекомендаций по улучшению коммуникативных навыков студентов…………………………………………………………………………25
Выводы по второй главе…………………………………………………….......28
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение № 1…………………………………………………………………34
Список используемой литературы
1. Александрова О.О. Этикет в межличностном общении студентов //Педагогическое образование. – 2012, – № 1. – С. 58 –61.
2. Бермус А. Г. Практическая педагогика: учебное пособие – М.: Юрайт, 2020. 128 с.
3. Возрастная психология: конспект лекций (Электронное издание). – https://bookap.info/genpsy/hilko_vozrastnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/
4. Гуревич П. С. Психология и педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 430 с.
5. Еникеев М. И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов. - М.: Норма, 2012. – 640 с.
6. Ефимова Е.С. Основы общей психология: учебник/ Н. С. Ефимова. –
7. Жемчугова Н.А. Особенности структурных компонентов общительности старшеклассников и студентов//Педагогическое образование. – 2009, – № 4 (22). – С. 42–46.
8. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
9. Кодермятов, Р. Э. Общение как важнейшее условие развития личности в социуме/Р. Э. Кодермятов, Н. А. Тумакова, Е. В. Павловская // Молодой ученый. – 2015. – № 11 (91). – С. 1213-1216.
10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: 2016. – 464с.
11. Лавриненко, В.Н. Социальная психология и этика делового общения: учебно-методическое пособие / В.Н. Лавриненко. – М., - Омск: Изд-во НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт», 2007. – 268с.
12. Леонтьев А. А. Психология общения. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
13. Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций / МГИМО(У) МИД России, каф. философии. - М.: МГИМОУниверситет, 2014. – 267 с.
14. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с.
15. Панфилова А. П. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2013. – 368 с.
16. Проблемы формирования коммуникативных навыков студентов Вуза (Электронное издание). – https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-studentov-vuza/viewer
17. Психологическая характеристика темперамента (Электронное издание). – https://forpsy.ru/works/lektsiya-71/
18. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / П. И. Пидкасистый [и др.]; ответственный редактор П. И. Пидкасистый. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Изд-во Юрайт, 2019. – 724 с.
19. Психология личности и общения (Электронное издание). –https://studopedia.su/10_78156_de--psihologiya-lichnosti-iobshcheniya.html
20. Понятие о коммуникативных навыках: определение, как повысить (Электронное издание) https://wiki.fenix.help/psyhologiya/kommunikativnyye-navyki?
21. Развитие коммуникативных навыков (Электронное издание). – https://4brain.ru/blog/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/
22. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика: учебник/Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Д:Феникс, 2016. – 636.
23. Трунова, А. Р. Научно-теоретические подходы к определению навыков коммуникации / А. Р. Трунова// Молодой учёный. – 2018. – № 30 (216). – С. 76-79.
24. Тюков А.А. Психология развития в комплексе современной антропологии//Системная психология и социология. – 2014 – № 3 – С.
25. Фомина Н.А., Бакова И.В. Связь общительности и личностной адаптированности студентов//Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. – 2010, – № 1. – С. 48–51.
нформации используется устная или письменная речь. К невербальной коммуникации относятся внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т. д. Между двумя средствами общения существует разделение функций: по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному — отношение к партнеру по общению. Через невербальные сигналы мы получаем гораздо больше информации, чем посредством речи. Мимика – движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжёт), если его глаза встречаются с глазами партнёра менее 1/3 времени разговора. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращен