Формирование групповой сплоченности в подростковом возрасте
Введение
Актуальность: в настоящее время проблема групповой сплоченности является одним из наиболее актуальных и значимых вопросов психолого-педагогических исследований. Рассматривая требования основной образовательной программы начального общего образования, можно отметить что, итогом должна быть не только всесторонне сформированная личность, но и личность способная социализироваться в нынешнем мире, что становится только допустимым при создании навыков группового взаимодействия. В этом возрасте ребенок умеет приобретать навыки социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей, это является одной из важнейших задач развития ребенка подросткового возраста. Различные психологические факторы так же по-разному влияют на формирование, сплоченность коллектива и психологический климат в нем. Групповая поддержка, которая свойственна сплоченной группе, раскрепощает личность, повышает самооценку, творчество и свободу самовыражения.
Групповой сплоченностью занимали
Оглавление
Введение………………………………………………………………...................3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования групповой сплоченности в отечественной и зарубежной психологии ………………….............................5
1.1 Понятие «групповая сплоченность» и ее факторы….…….………………..5
1.2 Особенности групповой сплоченности в подростковом возрасте.………13
Глава 2. Эмпирическое исследование групповой сплоченности в подростковом возрасте ……………………………………………….…………19
2.1. Организация и методы исследования межличностных отношений……..19
2.2. Результаты исследования групповой сплоченности подростков………..21
2.3 Рекомендации по формированию групповой сплоченности в коллективе подростков………………………………………………………………………..27
Заключение…………………………………….…………………………………35
Список литературы………………………………………………........................37
Приложения……………………………………………………………………...40
Список литературы
1. Акименко Е.А., Акименко Д.В. Сплоченность в коллективе: условия и факторы эффективного взаимодействия // Социология государственного и муниципального управления. 2019. С. 144-147.
2. Андриенко, О. А. К проблеме взаимосвязи воспитания личности и развития коллектива / О. А. Андриенко // БГЖ. - 2019. - № 2 (27). - С. 13-15.
3. Бочкова, М. Н. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследова¬ния / М. Н. Бочкова, Н. В. Мешкова / / Современная зарубежная психология. - 2018. - Т. 7, № 2. - С. 49-59.
4. Водяха, С. А. Эмоциональный интеллект и школьное благополучие современных подростков / С. А. Водяха, Ю. Е. Водяха // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 1. - С. 103-108.
5. Воронкова А.Д. Совместная коллективная (творческая) деятельность как условие формирования сплоченности в коллективе // Вопросы педагогики. 2020. №1-2. С. 59-62.
6. Горохов А.Ю., Макаров Ю.В. Групповая сплоченность как социально-психологический элемент: учебно-методической пособие в 81 помощь изучающим курс «Психология делового общения». СПб: Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2018. 63 с.
7. Гулевич, О. А. Социальная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. - М. : Юрайт, 2015. - 452 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.
8. Давыдов К.Д. Психологические особенности сплочённости коллектива. М.: Кадры, 2015. 208 с.
9. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов. М.: МГУ, 2010. 128с.
10. Зиганшина Ю.Р. Формирование групповой сплоченности детей младшего школьного возраста средствами дополнительного образования // Актуальные вопросы современной психологии: взгляд молодых исследователей. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. С. 24-33.
11. Зорина Е.А. Однородность малой группы как один из факторов, влияющих на ее сплоченность // Современные формы, методы и технологии в педагогике и психологии. Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2018. С. 100-104.
12. Клыпа, О. В. Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков / О. В. Клы- па, П. А. Стежко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-3. - С. 297-301.
13. Коломинский Я.Л. Основы психологии: учебное пособие. М.: АСТ, 2010. 351 с.
14. Кочетова, Ю. А. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков / Ю. А. Кочетова, М. В. Климакова / / Психолого-педагогические исследования. - 2017. - Т. 9, № 4. - C. 65-74.
15. Кочнева, Е. М. Социометрическая позиция школьника и его роль в структуре буллинга / Е. М. Кочнева, И. Е. Емелина, А. А. Симанина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. - С. 301-304.
16. Ларченко Д.А. Теоретическ
Основные признаки происходящих с подростками изменений описаны в известном исследовании Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой и касаются:
– учебной деятельности, которая, помимо задачи освоения обязательной учебной программы, приобретает смысл как осознанная деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию;
– общения с товарищами, которое становится «особой формой жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких отношений в коллективе;
– взросления как новообразования подросткового периода – специфической формы самосознания, социального по своей природе и проявляющегося в «чувстве взрослости»;
– овладения этическими нормами поведения, специфика которого связана с понятием качеств «хорошего товарища», оцениваемых в первую очередь в отношении себя самого [Давыдов 2015 : 115].
Изучая себя, подросток остро нуждается в возможности сравнить свою внешность, каче

