Психолого-педагогические условия психологической готовности старших дошкольников к школе

Курсовая работа на тему "Психолого-педагогические условия психологической готовности старших дошкольников к школе". Методы исследования: теоретические – анализ психологической литературы, экспериментальные – тестирование, формирующий эксперимент, методы математической и описательной статистики.
Author image
Radik
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
01.09.2022
Объем файла
172 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность темы исследования. Несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, она по-прежнему остается важной и актуальной для психолого-педагогических исследований. За последние годы в России произошли серьезные преобразования в системе дошкольного и школьного образования: изменился подход к обучению, введены дополнительные образовательные программы, все более высокие требования предъявляются к будущим первоклассникам.
Различные аспекты готовности к школьному обучению широко представлены в психолого-педагогической литературе, однако основной интерес, как исследователей, так и педагогов дошкольных учреждений направлен на развитие интеллектуальной готовности, тогда как проблеме психологической готовности уделяется недостаточно внимания. В то же время, именно от сформированности психологических компонентов готовности к школьному обучению во многом зависит и продуктивность познавательной деятельности р

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 
Глава I. Теоретические аспекты  психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению 
1.1. Психологическая характеристика  старшего дошкольного возраста
1.2. Сущность и особенности психологической готовности дошкольников к школе 
1.3. Характеристика психолого-педагогических условий формирования психологической готовности дошкольников к школьному обучению 
Выводы по первой главе 
Глава II. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий формирования психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению 
2.1. Организация и методы исследования 
2.1.1.Исследование интеллектуальной готовности
2.1.2.Исследование волевой готовности 
2.1.3.Исследование мотивационной готовности         
2.1.4.Исследование психолого-педагогические условия формирования  готовности старших дошкольников к школьному обучению в дошкольном учреждении» 
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 
Выводы по второй главе 
Заключение 
Список литературы 

Список литературы 
1. Агафонова, Е.А. Организация социально-педагогической работы в образовательных учреждениях (раздел «Развитие навыков общения»): учебно-методическое пособие [Тест] / Е.А.Агафонова. − Киров, 2014. − 124 с. 
2. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. - М.: Владос, 2012. -258 с. 
3.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 750 с. 
4. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе [Текст] / Л.А. Венгер, Т. Д. Марцинковская, А. Л. Венгер.. - М.: АСЕ, 2004. – 192 с. 
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский СПб.: Питер, 2011. -244 с. 
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – Т. 4. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 432 с. 
7.Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести [Тест] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова М.: ИНТОР , 1996. – 160 с. 60    
8.Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: КДУ, 2007. - 336 с. 
9.Гусова, А.Д. Формирование интеллектуального, мотивационного и эмоционального компонентов готовности к школе средствами коррекционно-развивающих занятий [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Гусова Альбина Дударбековна. – М., 2013. - 249 с. 
10.Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием [Текст] / Н.И. Гутктна // Психологическая наука и образование. 2010. – № 3. – C. 106–115. 
11.Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога. [Текст] / Н.И. Гуткина. - М.: Академический проспект. 2010. - 312 с. 
12.Данилюк, А.Я. Воспитание и социализация старших дошкольников [Текст] / А.Я Данилюк - Педагогика. - 2009. - № 5. - С. 7-
 13.Кисова, В.В. Формирование саморегуляции как компонента психологической подготовки к школьному обучению у старших дошкольников [Текст] / В.В. Кисова // Фундаментальные исследования. – 2013. - № 8. – С. 965-969. 
14.Клементьева, С.В. Психологические особенности формирования детей 6- 7 лет как субъектов коммуникативной и учебной деятельности [Текст]: 61 дис… канд. психол. наук / Клементьева Светлана Валерьевна. – М., 2003. – 195 с. 
15. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе/ Учебное пособие . – Челябинск /Изд-во ЮУрГУ , 2000.– 4с.
16.Коржук, Е.Л. Личностная готовность как компонент психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников [Текст] / Е.Л. Коржук // Наука. Образование. Личность. – 2014. - № 2. – С. 50-55. 
17.Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. [Текст] / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: НОРМА-ИНФРА., 2010. - 118 с. 
18.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / И.Ю. Кулагина - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 464 с. 
19.Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.

20.Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с. 
21.Лобанова А.В. Психолого-педагогические условия и методики развития готовности детей к обучению в школе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/03/23058 (дата обращения: 05.10.2021).
22.Максимова, С.М. Психолого-педагогические условия формирования готовности к школе [Текст] / С.М. Максимова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IХ века (Э. Мэйман, А. Нейфельд, А.П. Нечаев, Ст. Холл). ВX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 25-27. 62 
23.Маркова, А.К. Самоконтроль в учебной деятельности школьника. [Текст] / А.К. Маркова - Н.Новгород: Цветной бульвар, 2011. - 471 с. 
24.Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология [Текст]: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова, Т.Н. Счастная, Е.А. Калягина, Е.О. Сирнова: под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2007. – 256 с. 
25.Метлина, Л.С. Готовность к школьному обучению. [Текст] / Л.С. Метлина - М.: Эксмо, 2013. - 458 с. 
26.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2011. – 624 с. 
27.Нежнова, Т.А. «Внутренняя позиция школьника»: понятие и проблема [Текст]/ Т. А. Нежнова // Журнал практического психолога. - 2008. - № 5. - С. 143-156. 34.Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. [Текст] / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков - М.: Владос, 2001. – 256 с. 
28.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн/ 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. /Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил.
29.Рыскулова, М.М. Исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе [Текст] / М.М. Рыскулова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. - №5. – С.65-68.  
30.Сергеева, Л.В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий [Текст] / Л.В. Сергеева // Эксперимент и инновации в школе. - 2015. - №1. - С.28-30. 
31.Сидорчук, Т.А. Современные образовательные технологии как средство активизации познавательной деятельности дошкольников [Текст] / Т.А. Сидорчук. - Учитель. - 2009. - № 6. - С. 27-30. 
32.Смирнова, Е.О. Детская психология. [Текст] / Е.О. Смирнова - СПб.: ПИТЕР, 2009. - 300 с. 44.Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие [Тест] / Е.О. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 192 с. 
33.Таушканова, Е.С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной 64 организации [Текст] / Е.С. Таушканова // Концепт. - 2015. - № 1. - С.146- 150. 
34.Урбанская, М.В. Образовательная среда как фактор формирования готовности ребенка к обучению в условиях предшкольного образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Урбанская Маргарита Викторовна. – СПб. 2010. - 211 с. 
35.Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: Академия, 2010. - 232 с.

рование учебных и познавательных мотивов (желание учиться и узнавать новое);
сформированность самооценки и Я-концепции — осознание ребенком cвоих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность адекватно оценивать свои достижения и личностные качества;
коммуникативная готовность — готовность ребенка к произвольному и продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной деятельности, наличие коммуникативной инициативы;
эмоциональная зрелость — освоение ребенком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, сформированность высших чувств — эстетических (чувство прекрасного), интеллектуальных (радость познания), нравственных.
Интеллектуальная готовность и ее составляющие:
познавательная готовность — переход к понятийному интеллекту, овладение основными мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование), понимание причинности явлений, наличие определенного набора знаний,