Психологическая диагностика свойств нервной системы педагогов
Введение
Качество образования напрямую зависит от профессиональной подготовки и образовательной деятельности педагогов. Педагоги должны уметь оценивать результаты своей деятельности по развитию личностного и образовательного потенциала обучающихся, а для этого необходимо владеть психолого-педагогическими методами диагностики.
Использование психолого-педагогической диагностики позволяет педагогам сознательно совершенствовать и создавать новые технологии обучения и воспитания, самосовершенствоваться самим. Создание системы сертификации и квалификации потребует также знаний и способностей организаторов и педагогов разрабатывать новые и адекватно применять известные психологические и педагогические методы диагностики развития личности и уровня подготовленности обучающихся. Владение методами психолого-педагогической диагностики позволит создать прозрачную и понятную для широкой научно-педагогической общественности систему признания результатов образования.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей нервной системы педагогов……………………………………………………………………………..6
1.1. Педагог как субъект профессиональной деятельности…………………..…..6
1.2. Структура труда учителя………………………………………………….........9
1.3. Личность учителя как условие эффективного обучения……………………13
1.4. Понятие педагогической деятельности…………………..…………………..17
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей нервной системы у педаго-гических работников…………………………………………….………………....19
2.1. Описание методик…………………………………………………….……….19
2.2. Результаты исследования и их анализ………………………………………..20
2.3. Практические рекомендации………………………………………………….25
Заключение …
Список использованных источников и литературы
Список использованных источников и литературы.
1. Аминов Н. А. Актуальные проблемы психодиагностики свойств ЦНС в школе Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына / Н. А. Аминов, Л. Н. Блохина, И. И. Осадчева // Мир науки, культуры, образования. – 2016. - №3 (58). – С. 213-216.
2. Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. - Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1997. – 108 с.
3. Башкатов С. А. Влияние свойств нервной системы на функционирование механизмов психологической защиты (на примере педагогов общеобразова-тельных школ) / О. Г. Кондратьев, С. А. Башкатов // Вестник ЮУрГУ. Серия Психология. – 2016. – Т. 9, №3. – С. 24-34.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский, под редакцией В. В. Давыдова. – М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008. – 671 с.
5. Глуханюк Н. С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: Автореф. дисс. докт. психол. наук: 19.00.13 / Н. С. Глуханюк. – Санкт-Петербург, 2001. – 313 с.
6. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога. 2-е изд., доп. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 261 с.
7. Дроздовский А. К. Исследование связей свойств нервной системы с пси-ходинамическими характеристиками личности: Автореф. кандидата психол. наук: 19.00.02 / А. К. Дроздовский. – Санкт-Петербург, 2008. – 163 с.
8. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. вто-рое, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
9. Каменская В. Г. Свойства нервной системы и темперамента в структуре индивидуально-типологических особенностей человека / Е. Е. Алексеева, В. Г. Каменская // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2010. - №1 (45). – С. 202-210.
10. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. / М.: Педагогика, 1995. - № 6. - С.55-63.
11. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
12. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studme.org/127602/pedagogika/metodika_diagnostiki_urovnya_emotsionalnogo_vygoraniya_boyko. (Дата обращения: 16.04.2021 г.).
13. Методика оценки агрессивности педагога А. Ассингера – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/113-diagnosis-pedkollektiva/1906-metodika-oczenki-agressivnosti-pedagoga-a-assingera. (Дата обращения: 15.04.2021 г.).
14. Митина Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова; Под общ. редакцией Л. М. Митиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
15. Митина Л.M. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя Текст. / Л.М. Митина. М., 1992. - 347 с.
16. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.
17. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) Текст. / Л.М. Митина. М., 1994. - 347 с.
18. Митина Л. М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л. М. Митина, Е. М. Амасковец. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т Флинта, 2001. – 192 с.
19. Небылицын В. Д. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1990. – 408 с.
20. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека: Авто-реф. кандидата психологических наук: 13.00.00 / В. Д. Небылицын. -
21. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
22. Опросник «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман, Д. Рикс) - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/2/03.html. (Дата обращения: 15.04.2021 г.).
23. Павлов И. П. Физиология. Избранные труды / И. П. Павлов. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 394 с.
24. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.
25. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом Текст. / Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 496 с.
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2001. – 720 с.
27. Рубинштейн М. М. Проблема учителя. – M., 1927. -173с.
28. Теплов Б.М, Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной си-стемы и их значение для психологии» индивидуальных различий / Б.М. Теплов, В. Д. Небылицын // Вопросы психологии, 1963. - №5. С. 38-48.
29. Хусаинова Р. М. Зависимость психологического здоровья учителя от возраста и стажа педагогической деятельности: Автореф. канд. психол. наук: 19.00.13 / Р. М. Хусаинова. – Казань, 2006. – 192 с.
30. Чебыкин А. Я. Проблемы эмоциональной регуляции в педагогической деятельности. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.
В контексте данного подхода зрелая личность в условиях действия нескольких мотивов выбирает цели деятельности и регулирует свое поведение, подавляя нежелательные, хотя даже и более сильные побуждения.
Структуру направленности составляют три группы мотивов: гуманистические (общественные), личные (эгоцентрические) и деловые.
Направленность личности проявляет себя в различных сферах человеческой деятельности. Профессиональная направленность появляется на определенном этапе развития личности (в юности) и становится в этот период жизни центральным личностным новообразованием, которое, с одной стороны, формируется в результате личностного и профессионального самоопределения и в процессе учебно-профессиональной и трудовой деятельности, а с другой стороны, сама обуславливает и самоопределение и деятельность.