Преодоление коммуникативных барьеров
ВВЕДЕНИЕ
Ежедневно человек является частью коммуникации, сталкивается со всевозможными ситуациями, в которых необходимо учитывать определенные правила и условия общения.
Знание и усвоение данных условий и правил общения – это один из наиважнейших навыков в жизни личности, стремящейся быть услышанным и понятым. Они обеспечивают наиболее эффективную коммуникацию, а, следовательно, и взаимопонимание, взаимоуважение в диалоге.
Ни для кого не станет новостью, что в процессе общения между людьми возникают некие сложности, которые необходимо преодолевать по мере их возникновения. Именно они и называются барьерами.
Актуальность данной работы состоит в том, что каждый сталкивается с непониманием, и чтобы уметь донести именно ту информацию, которая важна в определенный момент, необходимо понимать теоретическую основу возникающих барьеров в коммуникации: их виды, специфику и способы преодоления. Эффективность общения напрямую зависит от информированности человека по теме данного исследов
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ 6
1.1. Понятия и классификации коммуникативных барьеров 6
1.2. Основные методы преодоления коммуникативных барьеров 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В СЕМЬЕ 21
2.1. Причины и предпосылки возникновения барьеров коммуникации в семье 21
2.2. Средства преодоления коммуникативных барьеров в семье 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулина А.Ф. Коммуникативные барьеры и их преодоление. 2016. - 5 с.
2. Агафонов Г.Ю. Феноменология социально-психологических барьеров в межпоколенных взаимоотношениях в семье. 2017. - 4 с.
3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2010. - 448 с.
4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: 2007. - 208 с.
5. Алешина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: спец. практикум по соц. психологии. - М.: МГУ, 1987. - 120 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - 5 изд. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
7. Арутюнян М. Ю., Петровская Л. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология межличностного познания. - М., 2012
8. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М. 1982. — 200 с.
9. Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. - Благовещенск, 2010. – 234 с.
10. Джиоева О.Ф., Султанова К.А. Психологические барьеры общения в подростковом возрасте. 2016. - 4 с.
11. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. - СПб.: Речь, 2009. - 141 с.
12. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи, М. 2004. - 400 с.
13. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: ПИТЕР, 2001. – 544 с.
14. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. - 2 изд. 1988. - 223 с.
15. Милорадова Н. Г., Психология управления в условиях стабильной неопределенности: учебное пособие/ под. Ред. Милорадова Н. Г. – М.: ФЛИНТА, 3-е изд., стер. — 2019. — 233 с.
16. Мухадинов В.Р., Слугина Т.И. Способы преодоления коммуникативных барьеров в межличностном общении. 2011. - 5 с.
17. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с.
18. Сорокина Д.Б. Основные подходы к пониманию феномена «барьеры общения» в психологической науке // «Мир Науки». - 2017
19. Субботина Л.Ю., Чихачев М.В. Неэффективность общения при деформации коммуникативной компетентности // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №3
20. Тейлор С. Социальная психология.-СПб.: Питер, 2009.- 580 с.
21. Шапко Н.А. Содержательные характеристики коммуникативных барьеров общения в подростковом возрасте. 2018. - 8 с.
22. Шепель В.М., Имиджелогия: учебное пособие/ под. Ред. Шепель В.М. – М.: ПЕЧАТЬ, 2002 – 403 с.
Барьер некомпетентности возникает тогда, когда один из участников взаимодействия совсем не разбирается в вопросе, который обсуждается, или разбирается в нем частично.
Мотивационный барьер. Он связан с различиями в мотивах вступления в коммуникацию. Например, один из участников заинтересован исключительно в получении собственной выгоды, а другой в развитии общего дела. Именно на почве данных различий также может возникать конфликт.
Следующий – этический барьер. Он характеризуется несовпадением нравственных позиций участников коммуникации.
Барьер стиля общения. С ним можно встретиться достаточно часто, так как у каждого человека формируется свой собственный стиль общения на основе характера, темперамента, мировоззрения, интересов, воспитания, круга общения и др. Непонимание стиля общения оппонента может привести к возникновению конфликтных ситуаций.
Следующий барьер – барьер первого впечатления, кото