Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Исследователи зафиксировали неустойчивость, переменчивость практически во всех важных сферах жизни общества: социально-экономической, общественно-политической, культурной и духовной. Не является исключением сфера производственных отношений, рынок труда. Угроза безработицы, упадок профессий, их исчезновение, изменение деятельностного содержания других, изменение престижности большинства видов профессий, происходящее в течение нескольких лет, что серьезно усложняет ситуацию на жизненном пути профессионального самоопределения у вновь избранных старшеклассников.Психологи считают, что основным следствием самоопределения личности в подростковом возрасте является потребность юношей и девушек занять внутреннюю взрослую позицию, идентифицировать себя как члена общества, определить себя в мире, понимание себя и своих способностей, понимание своего места и предназначения в жизни. Поэтому характерным приобретением юности является формирование жизненного плана.
Содержание
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическая основа…………………………………5
1.1. Определение особенностей профессионального самоопределения у юношей и девушек…………………………......................................................5
1.2. Определение особенностей временной перспективы самоопределения в юношеском возрасте……………………………………..9
1.3. Определение взаимосвязи профессионального самоопределения и временной перспективы у юношей и девушек……………………………..15
1.4. Разбор психолого-педагогических рекомендаций по профессиональному самоопределению……………………………………...18
Выводы по главе………………………………………………………………22
Глава 2. Методологическая основа………………………………………24
2.1. Эмпирические методы: методики и выводы по исследованиям…….....24
Заключение.........................................................................................................34
Список литературы............................................................................................36
Список литературы:
Бучарская, О. А. Исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте / О. А. Бучарская, Н. А. Невольниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 254-257.
Алашеев С. Ю. Профессиональное самоопределение школьников: недоопределение или полная неопределенность? // Журнал руководителя управления образованием. — 2014. — № 3. — С. 45–48.
Алтенова Г. С., Тодышева Т. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 868–871.
Битянова М. А. Кризис самоопределения // Школьный психолог. — 2012. — № 34. — С. 12–13.
Богданова Г. В. Аспекты профессионального самоопределения личности // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 497–499.
Кунц, Л. И. Особенности профессионального становления студентов / Л. И. Кунц; Под науч. ред. О. А. Белобрыкиной, О. А. Шамшиковой // Проблемы психологии мотивации: По материалам науч.-практич. конф. -НГПУ: Новосибирск, 2011. — С. 84–218.
Никифоров, Г. А. Психологическое обеспечение профессиональной направленности // Социально–гуманитарные знания. — 2011. — № 1. — С. 152–154.
Зыбина, Е. В. Современные исследования временной перспективы подростков в трудах отечественных авторов / Е. В. Зыбина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 425-428. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90533/ (дата обращения: 08.12.2022).
Белецкая, А. А. Особенности жизненных стратегий учащихся старших классов: кросс-культурный аспект: специальность 19.00.13 «Психология развития, акмеология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белецкая Анна Александровна; Психологический институт. — Москва, 2012. — 170 c.
Выбор профессионального пути происходит в юношеском возрасте, в этот период студенты ищут смысл своего существования, определяют свои жизненные цели. Сложность самоопределения заключается в том, что старшеклассник еще не обладает необходимыми знаниями о профессиональной деятельности, и на его выбор влияет множество факторов. Теоретико-методологическая основу исследования составляют: труды отечественных и зарубежных ученых — теории профессионального самоопределения и профессиональной ориентации: Дж. Голланда, Н. С. Пряжникова, Д. Сьюпера, концепции профессионального развития личности Э. Ф. Зеера, Е. А. Климов, С. Н. Чистякова, И. В. Дубровина, В. Ф. Сафин, концепции психолого-педагогического сопровождения И. В. Дубровиной, Р. В. Овчаровой. Профессиональное самоопределение подразумевает процесс изучения смысла освоенной и осуществляемой профессиональной деятельности. Таким образом, отечественные и зарубежные психологи заинтересованы в создании многочисленных эпох этого процесса. Одной из важнейших форм проявления активности человека в профессиональном развитии является профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение — это осознанный выбор индивидом профессии с учетом своих личностных особенностей, способностей и возможностей, а также требований профессиональной деятельности и социально–экономических условий, в целом, представляющий собой избирательное его отношение к миру профессий и к конкретной выбранной профессии [1].

