Процессуальный статус ОВД как органа дознания
ВВЕДЕНИЕ
Одно из главных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые ведут деятельность по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, соблюдению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, охране законных интересов предприятий и организаций различных форм собственности, общественных объединений в борьбе с преступностью и другими видами правонарушений. Система органов внутренних дел - это сложное структурное образование, все элементы которого связаны между собой в единое целое, службы и подразделения имеют, как вертикальные, так и горизонтальные связи . Правовое положение Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также его органов на местах позволяет нам рассматривать их в качестве единого субъекта права - органов внутренних дел. В науке юриспруденции понятие органов внутренних дел, как субъекта правоохранительной деятельности и его правовой статус занимает значимое место. Органы внутренних дел, как представители исполнительной власти, осуществляют властные полномочия в различных сферах, в том числе, посредством применения мер принудительного воздействия. Такая возможность, а порой даже обязанность требует четкой регламентации их места в современной правоохранительной системе, объема и компетенции в реализации необходимых правовых средств, для выполнения возложенных задач.
ПЛАН РАБОТЫ
Введение ..................................................................................................................... 3
1. Органы дознания в системе МВД РФ
1.1. Понятие органов дознания ................................................................................. 5
1.2. Виды дознания по уголовным делам, осуществляемые органами внутренних дел .......................................................................................................... 8
1.3. Субъекты, осуществляющие дознание по уголовным делам в органах внутренних дел ........................................................................................................ 12
2. Полномочия органов внутренних дел как субъектов производства дознания по уголовным делам
2.1. При производстве дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно ........................................................... 17
2.2. При производстве дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно .................................... 20
3. Производство дознания по уголовным делам в сокращенной форме ............ 23
Заключение ............................................................................................................... 30
Список использованных источников ..................................................................... 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты и иные официальные документы.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
«Консультант плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».
«Консультант плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001
№ 174-ФЗ (ред. от 30.12.2021).
«Консультант плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/
Учебные, научные и иные публикации.
4. Аврутин Е.П., Булавин С.П. Комментарий к Федеральному закону
«О полиции». Москва: Проспект, 2012. – 58 с.
5. Арзамасов Г.В. Концепция мониторинга нормативных правовых актов.
Москва: Юрлитинформ, 2011. – 87 с.
6. Арестова Е.Н., Есина А.С., Жамкова О.Е. «Уголовно-процессуальная деятельность полиции» учебное пособие для вузов 3-е издание, переработанное и дополненное URL:
https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-7/6006978535.pdf
7. «Дознание в органах внутренних дел»
«Консультант плюс» URL:
http://www.consultant.ru/law/podborki/doznanie_v_organah_vnutrennih_del/
8. Дядченко А.А. Научная статья «Соотношение процессуальных статусов дознавателя, начальника подразделения дознания и начальника органа дознания» URL:
http://cscb.su/n/0115s01/0115s01007.htm
9. Костенникова М.В., Куракина А.В. Деятельность ОВД Москва: Юрайт, 2014. – 48 с.
10. Кудрявцев В.Н., Лунев В.В., Наумов А.В. Уголовное право России. Общая часть. Москва: Юристъ, 2013. – 104 с.
11. Лебедева В.М., Божьева В.П. Научно-практический комментарий к УПК РФ
Москва: 2007. – 92 с.
12. Махов В.Р. Роль прокурора и органов дознания в уголовном преследовании «Законность» № 7. Москва: Проспект, 2008. – 66 с.
13. МВД РФ URL: https://цфоут.мвд.рф/pravo_str/item/7800879/
14. Наумов А.В. Уголовное право России. Практический курс.
Москва: Юристъ, 2010. – 122 с.
15. Научная статья по теме «Руководитель органа дознания и его полномочия (на примере органов внутренних дел)» URL:
https://naukarus.com/rukovoditel-organa-doznaniya-i-ego-polnomochiya-na-primere-organov-vnutrennih-del
16. Петрухина Л.М. Комментарий к УПК РФ. Москва: Юристъ, 2008. – 99 с.
17. Пилюгина Т.В., Пилюгин Д.С. Научная статья по специальности «Право» «Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел, как критерий эффективной защиты граждан в правовом государстве».
«КиберЛенинка». URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-zakonnosti-v-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del-kak-kriteriy-effektivnoy-zaschity-grazhdan-v-pravovom-gosudarstve
18. Статья «Следователь и дознаватель» URL: http://mfcvoskresenskoe.ru/stati/sledovatel-i-doznavatel-otlichiya/
Эмпирические материалы.
19. Минрегион. URL: http://www.minregion.ru/activities/monitor/exec_evaluation/
20. Собеседник. URL: http://www.sobesednik.ru/incident/sobes_15_10_svidetel/
В обязательном порядке учитывается мнение потерпевшего, о возможном проведении дознания в сокращенном порядке: в случае возражений потерпевшего - подобная форма расследования исключается. Само собой, для этого личность потерпевшего должна быть установлена в момент, когда возбуждается уголовное дело; при этом, лицо незамедлительно признается потерпевшим; ему разъясняются соответствующие с этим права, в том числе, которые возникают в связи с возможностью дознания в сокращенной форме. Потерпевший должен четко выразить свое согласиена производство дознания в сокращенной форме. В случае, когда обстоятельства, исключающие дознанияв сокращенной форме, стали известны после того, как было принято решение расследования в сокращенной форме - принимается решение производства дознания в общем порядке, которое оформляется соответствующим постановлением, принимается лицом, в производстве которого находится дело.При поступлении дела прокурору, перед направлением в суд, постановление о производстве дознания общим порядком принимает прокурор. В ходе уже судебного разбирательства, обязательно еще до удаления суда в совещательную комнату, постановление о направлении уголовного дела прокурорудля передачи по подследственности и, в конечном итоге - проведения дознания в общем порядке - принимается судьей .