Развитие самосознания в подростковом возрасте

Скачать курсовую работу на тему: Развитие самосознания в подростковом возрасте. В которой исследованы основные особенности таких компонентов самосознания в подростковые годы, как мотивация и самооценка.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
11.12.2025
Объем файла
96 Кб
Количество страниц
23
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Тема исследования обуславливает его актуальность, потому что и в зарубежных, и в отечественных исследованиях есть проблемы, связанные с самосознанием. Так, и в общей, и в возрастной психологии в структуре личности особое внимание уделяется таким параметрам самосознания в подростковом возрасте, как мотивация и самооценка.Проблема может быть сформулирована следующим образом: значение феноменов мотивации и самооценки в жизнедеятельности в подростковом возрасте.Объект: самосознание как компонент структуры личности.Предмет: мотивация и самооценка в самосознании подростков.Цель работы: описать основные особенности таких компонентов самосознания в подростковые годы, как мотивация и самооценка.
 

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ САМОСОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.Основные теоретические подходы к изучению самосознания в зарубежной психологии
2 Теоретические основы изучения самосознания в отечественной психологии
3 Особенности самосознания подростков
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Организация и методы эмпирического исследования
2Результаты и интерпретация исследования
3Рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекосознания / Под ред. А.А. Бодалева – М.: Институт практической психологии, 1996. – 384 с.
Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М.: Просвещение, 1986. - 226 с.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Вопросы психологии, 1979 г., №4, С.22-34.
Борисов Ю.А., Кудрявцев И.А. Смысловая сфера сознания и самосознания подростков // Психосемантика // Психологический журнал , 2003 г., т. 24, №1, С.91-103.
Волкова Т.Г. Психология самосознания: учебное пособие / Изд. 2-е, перераб. и доп. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. – 342
Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности – М. : Политиздат, 1987. – 286 с
Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
Кондратьева Е.В. Проблема самосознания в зарубежной психологии // Восточно-Сибирский государственный технологический университет, 2009. – 102-106 с.
Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. - Пермь, 1990. - 321 с.
Макаров В.К. Особенности самосознания подростков
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2011. – 460 с.
Просекова Е.Н. Феномен самосознания в трудах отечественных и зарубежных учёных // Общество: социология, психология, педагогика, 2016. – 1-5 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: «Питер», 2000. – 781 с.
Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Издательство Московского Университета, 1983. – 284 с.
Сидоров К.Р. Концепт «уроень притязаний» в современной психологии // Вестник Удмуртского университета, 2014. – №2. 40-50 с.
Суворова К.Р. Проблема самосознания в зарубежной и отечественной психологии // Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Казахстан
Снегирева, Т.В. Старший школьный возраст // Рабочая книга школьного психолога. – М. : Изд-во Междунар. пед. академии, 1995. – с. 172–190
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972. – 303 с.

Самосознание — продукт развития. Этот процесс переосмысливания, происходящий всю жизнь у человека, образует основные содержание его внутреннего мира, определяющие мотивы и смысл его деятельности [4].В зарубежных исследованиях представлено множество подходов к изучению самосознания. Перечислим основные  и наиболее известные из них.Изначально, самосознание как проблемная область науки, рассматривается в русле философии. Одним из первых вопрос о самосознании ставит Сократ, провозглашая свою установку «познай самого себя». Но, самосознание понималось им в форме самопознания [9].По мнению Р. Декарта, единственное, что реально и непротиворечиво дано человеку – это его собственное «Я», факт его мышления. Стоит отметить, что Декарта интересует не конкретное индивидуальное «Я», а субъект познания вообще, приравнивая познающее «Я» к душе [9]. У. Джеймс первый из психологов начал разрабатывать Я-концепцию. Личностное «Я» он рассматривал, как образование, в котором соединяются Я-сознающее и Я-объект. Одна из сторон представляет собой чистый опыт, а другая – содержание этого опыта. Я, как объект,- это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джеймс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.