Налоговый контроль в РФ
ВВЕДЕНИЕ
С момента возникновения государства налоги представляют собой необходимое звено экономических отношений, которые на сегодня являются основной частью доходов бюджета, обеспечивающей социально-экономическую деятельность государства. Для бесперебойного финансирования деятельности государства необходимо систематическое пополнение финансовых ресурсов в различные уровни бюджета, которое в основном достигается благодаря уплате обязанными лицами налоговых и иных обязательных платежей.
Налоговый контроль является совокупностью мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной финансовой политики экономическую безопасность Российской Федерации и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
Значимость налогового контроля заключается в том, что посредством его достигается упорядоченность налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы налогового контроля 6
1.1 Понятие и основные элементы налогового контроля 6
1.2 Федеральная налоговая служба как субъект налогового контроля 11
1.3 Формы и методы проведения налогового контроля 17
2 Оценка системы налогового контроля в РФ 28
2.1 Современное состояние системы налогового контроля в РФ 28
2.2 Анализ эффективности системы налогового контроля в РФ 37
3 Совершенствование системы налогового контроля в РФ 41
3.1 Проблемы организации системы налогового контроля в РФ 41
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы налогового контроля в РФ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 15.12.2022).
2. Приложение N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/e1f212a1c70dd2863697c10a583c015a74f306ba/ (дата обращения: 15.12.2022).
3. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/ (дата обращения: 15.12.2022).
4. Азархин А. В., Петросян Г. Т. Цели ответственности за нарушение в сфере налоговых правоотношений. - // Актуальные проблемы правоведения, 2016
5. Берзлиев Р. Н., Иванова Д. Д., Середа В. В. Роль камеральных проверок в системе налогового контроля // 2020. - С. 47-52.
6. Бурыкин И.А., Попонова Н.А. Место налогового контроля в системе финансового контроля // Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 49-52.
7. Валиева А.Р. Налоговый контроль как основная форма государственного контроля // Сборник научных трудов по материалам XXII международной научной конференции. - 2019. - С. 14-15.
8. Водопьянова В.А., Галицына В.С. Результативность налоговых проверок как показатель оценки качества налогового контроля в Российской Федерации // Территория новых возможностей. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultativnost-nalogovyh-proverok-kak-pokazatel-otsenki-kachestva-nalogovogo-kontrolya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.12.2022).
9. Ворощенко Л.А. Федеральная налоговая служба как орган финансового контроля // Вестник магистратуры. 2019. №11-4 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/federalnaya-nalogovaya-sluzhba-kak-organ-finansovogo-kontrolya (дата обращения: 15.12.2022).
10. Галицына В.С., Водопьянова В.А. Анализ теоретических подходов к понятию и элементам налогового контроля // Актуальные вопросы современной экономики. - 2018. - С. 167-170.
11. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации // Учебник и практикум для академического бакалавриата. - 2015. - С. 541.
12. Гулькова Е. Л., Карп М. В., Типалина М. В. Налоговые вызовы цифровой экономики // Вестник ГУУ. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovye-vyzovy-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 19.12.2022).
13. Долгобаева Д.А. Формы налогового контроля: мониторинг как современная форма налогового контроля. // В сборнике: Актуальные проблемы менеджмента, экономики и экономической безопасности. Сборник материалов Международной научной конференции. - 2019. - С. 117-121.
14. Дыкусова А.Г., Зубарева К.Р. Налоговый контроль: экономическое значение и место в системе финансового контроля. // В сборнике: Информатизация и виртуализа
Наибольшее количество налоговых нарушений в результате камеральных и выездных налоговых проверок наблюдается в Центральном и Приволжском федеральных округах. Наименьшее – в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах. В результате выявленных налоговых нарушений налогоплательщиками было уплачено дополнительно налоговых платежей в результате камеральных проверок – 43 276,4 млн руб., в результате выездных проверок – 193 757,703 млн руб.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что в 2020 году наибольшая сумма доначислений на 1 результативную камеральную проверку зафиксирована в Центральном федеральном округе, наименьшая – в Приволжском и Дальневосточном федеральных округах. Наибольшая сумма доначислений на 1 результативную выездную проверку – в Северо-Западном федеральном округе, наименьшая – в Дальневосточном федеральном округе. Однако наибольшая общая сумма дополнительных начислений налоговых платежей имела место в Центральном федеральном округе и составила 83 078,99 млн руб., так как там проведено наибольшее количество проверок из всех федеральных округов. В Северо-Западном федеральном округе при наименьшем количестве выявленных нарушений на 1 налоговую проверку сумма доначислений больше, чем в других федеральных округах. Следовательно, результативность выездных налоговых проверок в Северо-Западном федеральном округе выше.
В 2020 году удельный вес результативных выездных проверок выше, чем в 2019 году. Однако общая сумма доначислений в 2019 году больше на 44,79%, чем в 2020 году, при этом выездных налоговых проверок в 2019 году было проведено в 3,87 раза больше, чем в 2020 году. Сумма доначислений на 1 выездную проверку в 2020 году выше (18 953,12 тыс. руб.) в 2,

