Психическое и личностное развитие в юношеском возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Юность – это такой этап созревания и развития человека, который лежит между детством и взрослость и охватывает период развития ребенка в возрасте от 14-15 до 23 лет. Началом этого периода можно считать окончание школы и погружение в учебно-профессиональную деятельность. Главной характеристикой юношеского возраста является окончательный переход к зрелости личности в физическом, психическом и социальном понимании, завершение формирования ее устойчивых черт, стремление к самоопределению. Многими исследователями период этот называется «критическим», «переломным», и с этим утверждением нам нельзя не согласиться, ведь, действительно, переход к взрослой жизни, как и всякий переходный, переломный период, не может не содержать в себе внутренних противоречий, связанных с особенностями развития повзрослевшей личности. В этот период времени происходят значительные качественные и количественные изменения в организме молодых людей, отношения со сверстниками, а также взрослыми меняются.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты психического и личностного развития в юношеском возрасте 5
1.1 Становление самосознания как важнейший психологический процесс юношеского возраста 5
1.2 Теории юности. Учебно – профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности в юношеском возрасте 14
ГЛАВА 2. Эмпирические исследования, позволяющие охарактиризовать ключевые компоненты психического и личностного развития в юношеском возрасте 24
2.1 Исследование самооценки старшеклассников как одного из компонентов структуры самосознания ………………...
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов ……………..26
2.3 Организация проведения и профориентационной работы .…28
2.4 Анализ и интерпретация полученных результатов ……………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Анцыферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л. И Анцыферова. - М.: Наука, 2008. - с. 212-213.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Р.Бернс [пер. с англ]. Общ. ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 2018. – 422 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2013. – 464 с.
Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2017. – 544 с.
Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва: Дом Славянской кн., 2008. - 959 с.; 27 см.; ISBN 978-5-903036-99-8 (В пер.).
Ермичев А.А. Философское содержание журналов русского зарубежья (1918–1939 гг.) / А.А. Ермичев.— СПб.: Вестник, 2012, — 352 с.
Ичанская Е.М. Становление личностной идентичности в раннем юношеском возрасте / Е. М. Ичанская. – К.: 2012. – 225 с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 464 с.
Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С.Кон. – М.: Политиздат, 2014 – с. 188.
Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя. – М., 1989. – с. 39.
Кочнеева Я.В. Развитие самосознания студентов как условие оптимизации профессиональной подготовки в вузе. /Я.В.Кочнеева // Вестник московского государственного университета. Серия «Психологические науки». – 2017. - №3. – с.400.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – с. 203.
Кучеренко С.В. Я - это я! Закономерности развития самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте/ С.В.Кучеренко // Гуманитарные науки. – 2019. - №1.
Становление самосознания, мировоззрения и устойчивого образа своей личности, своего "Я" являются важнейшими психологическими процессами юношеского возраста. Этот период времени является временем открытия личностью своего собственного внутреннего мира, прекрасного и неповторимого, своей индивидуальности, а также формирования целостного представления о себе. Мы выделили следующие основные процессы в становлении самосознания:1. Происходит открытие своего внутреннего мира (эмоции – это состояние своего собственного «Я», а не порождение каких-либо внешних событий и обстоятельств). Это дает понимание своей непохожести на других, своей особенности и уникальности. В некоторых случаях такое осознание себя и своих эмоций может породить чувство одиночества.Молодые люди теперь могут погружаться в себя, в свои тревоги и переживания, и тем самым перед ними открывается новый мир – миру удивительных ощущений, эмоций, звуков музыки, красоты природы. Эти эмоции начинают переживаться как состояния своего собственного «Я».Открытие своего внутреннего мира является для юношества радостным и волнующим событием. Пожалуй, это главное приобретение этого периода развития человека. Внешний мир он начинает воспринимать через себя.

