Исследование агрессивности личности в подростковом возрасте. Факторы и причины подростковой агрессивности
ВВЕДЕНИЕ
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Вполне очевидно, что экономические трудности способствуют усилению агрессивных тенденций и повышают систематическое жестокое обращение с подростком. Большая вероятность того, что из него получится личность, склонная к насильственным действиям. Напряженная, неустойчивая социальная, идеологическая, экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения.
Согласно мировой статистике, быть подростком все опаснее, поскольку растет число жертв среди молодежи. Основными причинами смерти в отрочестве становятся несчастные случаи, убийства и самоубийства. Каждая из этих причин обусловлена подростковой агрессивностью и склонностью к рисковому поведению. Рост числа преступлений против личности в среде тинэйджеров растет вместе с количеством детей и подростков, проявляющих агрессивное или насильственное поведение.
Актуальность темы. Необходимость исследования проблемы агрессивности поведения личности в подростковом возрасте определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция накапливать психологическое напряжение и прибегать к асоциальному поведению как к одному из возможных способов избавления от состояния фрустрации и напряжения. Во-вторых, принимая во внимание огромное количество научных областей, изучающих проблемы агрессивного поведения в психологических аспектах работы с агрессивными подростками, определяется необходимость определения реальных психологических причин агрессивности, раскрытие условий, механизмов, становления и усвоения агрессивного поведения подростками обусловливает актуальность настоящей работы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ….......………………………………………...…..5
1.1 Феномен агрессивности личности в подростковом возрасте в психолого-педагогической литературе…..............................................................…5
1.2 Факторы и причины подростковой агрессивности............................….10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ …………………….….17
2.1 Диагностический инструментарий для выявления и исследования агрессивности подростков ………….……………….…………………………….17
2.2 Практическое изучение агрессивности личности в подростковом возрасте…………………………………..……………………....………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...…………………………....………………..25
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдулова, Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: практическое пособие/Т.П. Авдулова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 126 с. – ISBN 978-5-534-07820-6
Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология: учебник для студентов высших учебных заведений/А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2012. – 525 с. – ISBN 978-5-7598-0731-5
Бэрон, Р. Агрессия: учебное пособие/Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Питер СПб, 2014. – 416 с. – ISBN 978-5-496-00994-2
Вань, Е.Н. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте/Е.Н. Вань//Гуманитарные научные исследования. – 2017. – № 10. – С. 13-15
Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы/Л.С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 281 с. – ISBN 978-5-534-07290-7
Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы/Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 349 с. – ISBN 978-5-4461-0835-0
Лукьянова, М.В. Факторы, влияющие на развитие агрессии у детей и подростков/М.В. Лукьянова, А.О. Грекова//Психологическое здоровье личности: теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции/под ред. И.В. Белашевой. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2021. – С. 100-104
Меньшикова, Т.И. Специфика агрессивного поведения подростков/Т.И. Меньшикова//Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2017. – № 2. – С. 106-115.
Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для вузов/С.В. Молчанов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 351 с. – ISBN 978-5-534-00488-5
Мурадова, В.И. Агрессивное поведение современных подростков/В.И. Мурадова//Молодой ученый. – 2016. – № 15 (119). – С. 413-415.
Нуркова, В.В. Общая психология: учебник/В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 524 с. – ISBN 978-5-534-06
В узком смысле диагностика агрессивности – это определение, во-первых, уровня выраженности, а во-вторых, структуры агрессивного поведения, в широком смысле – это выявление признаков и видов, причин и факторов возникновения, провокации, нарастания и снижения агрессивности. Объективность диагностики в данном случае обеспечивается выбором характеристик, признаков и критериев, не зависящих от самооценки и оценки поведения ребенка людьми из его социального окружения.
При подборе диагностического инструментария в работе с подростками необходимо учитывать возрастные факторы, индивидуальные особенности личности, уровень развития когнитивной сферы, направленность агрессии, уровень тревожности, факторы семейных отношений.
Среди эмпирических методов диагностики предрасположенности к развитию агрессивного поведения можно назвать следующие: опросники, проективные и рисуночные тесты, методы наблюдения.