Психологическая готовность 6-ти летних детей к обучению в школе
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая готовность к школе — это характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста (6 — 7 лет), которая включает в себя готовность способностей и свойств, полагающих на возможность выполнения им учебной деятельности. Так же это уровень психологического развития ребёнка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Огромное значение в приготовлении к школьному обучению имеет отношение родителей. Основное, что должны сделать родители — это направлять свои силы на формирование правильной мотивации у ребёнка.
Необходимо подчеркнуть, что при правильной и целеустремленной подготовке детишек не только в детсаду, но и дома, их психологическая готовность к школьному обучению, может быть довольно высока.
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Эти тенденции отчетливо заметны на примере образования новых направлений психологической науки: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии.
Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. Среди компонентов интеллектуальной, личностной готовности он выделил такой существенный компонент этой готовности, как развитие у детей способности управлять своим поведением.
Л.И. Божович расширила понятие личностной готовности ребенка, которая выражается в его отношении к школьному обучению, учителю, учению как деятельности.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………… 3
1 Теоритические основы готовности 6-ти летних детей к обучению в школе………… 4
1.1 Готовность к школе: основные характеристики готовности к школе……………… 4
1.2 Особенности возраста 6-ти летних детей…………………………………………… 6
1.3 Проблемы формирования готовности 6-ти летних детей к обучению в школе…… 7
2 Эмпирическое исследование готовности 6-ти летних детей к обучению в школе… 10
2.1 Организация и проведение исследования…………………………………………… 10
2.2 Анализ полученных результатов……………………………………………………… 12
Заключение………………………………………………………………………………… 21
Список использованных источников…………………………………………………… 23
Приложение А Стимульный материал и ключи к оценке результатов эмпирического исследования…… 24
Приложение Б Первичные результаты эмпирического исследования………………… 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. Спб.:Питер., 2008
2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
3. Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. — 2-е изд., стер. — М.: Генезис, 1999. — 48 с.
4. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребёнок к школе /Л. А. Венгер; под ред. Т.Д. Марцинковская. — М.: Знание, 1994. — 192 с.
5. Выготский Л. С. О педологическом анализе педагогического процесса // Умственное развитие детей в процессе обучения: Сборник статей / Л. С. Выготский. — М. — Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. — 116 – 134 с.
6. Выготский, Л. С. Кризис семи лет: Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. — М: Просвещение, 1984. — Т. 4. — 486 с.
7. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И В. Дубровиной. — 6-е изд. — М.: Академический Проект, 2001. — 96 с.
8. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
9. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 тт. — М., 1986. — Т. 1. — 56 с.
10. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., «Айрисс-пресс», 2005 г. — 238 с.
11. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2001. — 288 с.
12. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
13. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития //Вопросы психологии, 1994. - № 1. — 61-69 с.
14. Салмина Н.Г. Игровая деятельность и готовность ребенка к школе // в сборнике «Физология развития человека. Тезисы Межд. конф., посвященной 65-летию Института возрастной физиологии РАО, июнь 2009», место издания М, 2009 — тезисы.
15. Салмина Н.Г. Показатели готовности детей к школе и ее диагностика // в сборнике «Тезисы Всесоюзной конференции “Научно-практические проблемы школьной психологической службы"», место издания М, 1987.
16. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. — 268 с
Уровень 2 (низкий) обнаружен у 35% детей. Их рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу. Мелкая моторика рук у этих детей также развита недостаточно.
Уровень 3 (средний) выявлен у 30% детей группы. Их рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Мелкая моторика рук развита хорошо, дети успешно срисовывают точки, но допускают ошибки, ставят точки не там, им не всегда удается скопировать рисунок точек.
Уровень 4 (высокий) обнаружен у 10% детей. Количество и расположение точек соответствует образцу. Имеют место отклонения до трех точек на половину расстояния между ними. Точки иногда заменены кружками.
Очень высокий уровень (уровень 5) обнаружен у 15% детей, принявших участие в исследовании. Здесь имеют место точное копирование образца. Допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка.
Следовательно, у 45% 6-ти летних детей обнаружен недостаточный уровень развития мелкой моторики. Они плохо копируют образец, движения руки неточны, неуверенные.
Четверть детей группы имеют высокий или очень высокий уровень развития мелкой моторики, движения руки четкие, уверенные. Дети хорошо и правильно копируют образец, хорошо готовы к обучению письму в школе.
После оценки каждого задания все баллы суммируются. Первичные результаты исследования внимания детей по двум заданиям отражены в таблице 6 (Приложение Б).
На основании таблицы 6 составлена диаграмма 2.6, в которой отражено распределение детей по уровням развития мелкой моторики.