Организация экотроп и экопрактик в г. Перми как средство формирования экологической культуры у детей школьного возраста

Скачать магистерскую диссертацию на тему: "Организация экотроп и экопрактик в г. Перми как средство формирования экологической культуры у детей школьного возраста". В которой проведено натурное обследование и фотофиксация выбранных экотроп в летний и зимний период, проведено исследование экотроп на психо-эмоциональное состояние. Проанализированы полученные результаты и сделаны выводы.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
26.11.2025
Объем файла
11146 Кб
Количество страниц
0
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Экологические тропы - это специально устроенные маршруты, проходящие сквозь экосистемы и естественные природные объекты, которые имеют эстетическую и природоохранную ценность. Устройство экотроп позволяет естественным образом упорядочить посещаемость природных территорий, распределив его в более безопасных и охраняемых местах. Экотропы необходимы для развития экологической культуры детей и взрослых, воспитания бережного отношения к природному миру. Изменив свое поведение можно минимизировать вмешательство в естественные процессы жизнедеятельности растений и животных и их среду обитания. В настоящее время на территории города Перми обустроено 28 экологических троп. Информирование на разных экотропах создано с учетом познавательного ресурса и раскрывает разные стороны природы Перми и ее биоразнообразия. Развитие сети экологических троп, которые расположены в черте города, позволит создать пространство для организации досуга разным группам населения и способствоват

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………5

1. Обзор литературы……………………………………………………………7

1.1 Экологические тропы………………………………………………………….6

1.1.1. Понятие экологической тропы……………………………………………….7

1.1.2. История создания экологических троп, российский и мировой опыт…….9

1.1.3. Виды экологических троп……………………………………………………11

1.1.4. Нормативно-правовые документы для экологических троп………………12

1.2 Экологическая культура и проблема экологического воспитания детей…14

1.3. Экопрактики как одна из форм экологического воспитания детей на  экотропах города Перми…………………………..………………………….26

1.4. Выводы…………………………………………………………………………35

2.     Материалы, объекты и методы исследования…………………………....36

2.1. Экологические тропы города Перми…………………………………………36

2.2. Методы исследования…………………………………………………………48

2.2.1. Фотофиксация…………………………………………………………………48

2.2.2. Оценка экологических троп в летний период………………………………48

2.2.3. Оценка экологических троп в зимний период………………………………52

2.2.4. Оценка экологических троп на психо-эстетическое состояние……………53

3. Результаты и обсуждения…………………………………………………...58

3.1. Натурное обследование и оценка экологических троп в летний период……58

3.2. Натурное обследование и оценка экологических троп в зимний период…...87

3.3. Оценка экологических троп на психо-эстетическое состояние………………97

3.4. Оценка видового разнообразия экологических троп с помощью наблюдений на сайте Inaturalist.org…………………………………………………112

Выводы и рекомендации…………………………………………………………..116

Библиографический список……………………………………………………….128

Приложения….. 132

Библиографический список

1. Алтынцев А.В., Кутукова Е. Экологический туризм: опыт и перспективы// Журнал «Метод». – 2019. — №1.  Электрон. Дан. – Режим доступа: https://gosmetod.ru/article/373229, свободный. – Загл. с экрана.

2. Баглей Н.В. Сад соловьёв – это ремиза, место, где помогают природе. Состояние и охрана окружающей среды г. Перми в 2020 году [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.prirodaperm.ru/upload/others/Ekologija-Sbornik-2020.pdf, свободный. – Загл. с экрана.

3. Буторина Н. Н., Лешина Е. В., Малиновская Я. В. Тропа в гармонии с природой. Дальневосточный опыт. —  М.: Издательство «Перо», 2019. – 129 с.

4. Возможности платформы Inaturalist.org как инструмента исследования и фиксирования биоразнообразия природы Пермского края [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.prirodaperm.ru/upload/others/Ekologija-Sbornik-2020.pdf, свободный. – Загл. с экрана.

5. Глазырина Н.Л. Организация учебной экологической тропы// Вестник ЧГПУ. – 2014. – № 5. – С. 38-49.

6. ГОСТ Р 56642-2015 Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования.

7. ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования.

8. ГОСТ Р ИСО 14063-2007 Экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры.

9. Евстафьева Н.С., Велитченко И.А., Чуба С.Ю., Бирюкова Г.С. Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры школьников// Экологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития. – 2020. – С. 368-373.

10. Ермаков Д.С. Экологическое образование: от изучения экологии – к решению экологических проблем. Новомосковск: НФ УРАО. – 2005. – 142 с.

11. Завьялова Т., Довганюк А.И. Проектирование экологических троп для лиц с ограниченными возможностями// Вестник ландшафтной архитектуры. – 2017. – №10. – С. 35-37.

12. История развития системы экологический троп в России [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.ecotropa.com/istoriya-ekotrop, свободный. – Загл. с экрана. 

13. Как помочь природе в городе (Экопрактики). Природа города Перми [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.prirodaperm.ru/information/2022/05/04/7230, свободный. – Загл. с экрана.

14. Леонтьева И.А. Экологические тропы как эффективный способ экопросвещения// Инновационное развитие науки и образования. – Пенза. – 2018. – С. 146-148.

15. Ломакин И.А., Попова Е.И. Экотропа как средство формирования экологической культуры и рационального природопользования// Успехи современного естествознания. – 2016. – №11. – С. 146-150.

16. Матлак О. Экологическая тропа как средство экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. – https://www.maam.ru/detskijsad/-yekologicheskaja-tropa-kak-sredstvo-yekologicheskogo-obrazovanija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html, свободный. – Загл. с экрана.

17. Методические рекомендации по ведению добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденные распоряжением Минприроды России от 05.02.2020 N 5-р.

18. Оборин М.С., Непомнящий В.В. Разработка экологических троп в особо охраняемых природных территориях различных природных регионов// НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ. Серия Естественные науки. – 2010. – № 21. – С.174-180.

19. Обустройство экологических троп в пермских городских лесах. Природа города Перми [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. – http://www.prirodaperm.ru/tropy/2015/04/15/2282, свободный. – Загл. с экрана.

20. От слов – к делу/ Пятница – газета городского большинства [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. – https://газетапятница.рф/articles/nk-7267784.html, свободный. – Загл. с экрана.

21. Патрушева Е.

Для детей будет интересна игровая площадка «Сказки и загадки Липанюшки», где можно поиграть и узнать полезную информацию о липе. Также котропа знакомит посетителей с жителями липового леса [46]. Посещать данную тропу можно в течение всего года. Информационные указатели помогут сориентироваться в выборе маршрута движения. Экологическая тропа «Андроновские горы» Экотропа «Андроновские горы» расположена в живописном месте, в особо охраняемой природной территории «Андроновский лес». Она была создана в рамках реализации XVIII городского конкурса проектов «Город – это мы». Данная тропа создавалась в 2016 году благодаря поддержке организации «ЭкоПуть» и управления по экологии и природопользованию администрации Перми и Пермского городского лесничества [27]. 40 Рисунок 10. - Маршрут