Онтологические конструкции в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена анализу способов опредмечивания онтологических смыслов в романе Ш.Бронте "Джейн Эйр". В выпускной квалификационной работе затрагиваются такие понятия, как герменевтика, онтология, рефлексия, интерпретация и анализ художественного текста.
Актуальность данного исследования обусловлена развитием междисциплинарного подхода при изучении оригинальных художественных текстов с целью определения его ценностных смыслов. Все чаще исследователи обращаются к онтологии для определения метасмыслов в художественном произведении.
По Канту, онтология – это раздел философии, который изучает фундаментальные принципы бытия реальности в её материальном и духовном выражении. Таким образом, онтология имеет отношение к культуре, которая является частью духовной жизни общества и человека и составляет субъективную реальность, существующую в виде ценностей, понятий, текстов.
Предложенный подход позволяет распредмечивать смыслы текста и актуализировать его содержани
Содержание
Введение………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБОВ ОПРЕДМЕЧИВАНИЯ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ СМЫСЛОВ В РОМАНЕ Ш. БРОНТЕ "ДЖЕЙН ЭЙР"………… 6
1.1Особенности использования онтологических конструкций в художественных текстах…………………………………………………….. 6
1.2. Способы усмотрения смыслов текста………………………………… 7
1.3. Особенности женского романа………………………………………... 9
1.4. Взгляд на женский роман как на бульварный жанр…………………. 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ ОПРЕДМЕЧИВАНИЯ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ СМЫСЛОВ РОМАНА Ш. БРОНТЕ "ДЖЕЙН ЭЙР"……………………. 19
2.1. Опредмечивание онтологических смыслов и средства текстопостроения............................................................................................... 15
2.2. Метасмыслы «любовь» и «свобода»…………………………………. 22
2.3. Метасмыслы «добро» и «зло»………………………………………… 23
2.4. Онтологические конструкции, полученные при распредмечивании метасмыслов романа……….…………………………..................................... 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Богин, Г. И. Типология понимания текста. Обретение способности понимать: работы разных лет / Г. И. Богин. – Тверь: Тверской гос. ун-т, 2009.
2. Богин Г.И. Методологическое пособие по интерпретации художественного текста (для занимающихся иностранной филологией) (рукопись). Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/096/42096/files/bogin_glava4.htm
3.Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии / А.В. Бондарко. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.
4.Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. / В.В. Виноградов. – М.: Наука, 1977.
5.Выготский, Л. С. Психология искусства. [Текст] / Л.С. Выготский ; – Педагогика, 1987.
6.Денисова А.А. Словарь гендерных терминов. – Москва: Информация XXI век, 2002.
7.Демин А.С. «Опредмечивание» абстрактных понятий и поэтика превращений в древнерусских произведениях XI-XII вв // Вестник славянских культур. 2014. №1 (31).
8.Жеребкина И. «Прочти мое желание…»: Постмодернизм, психоанализ, феминизм. М., 2000.
9.Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И. А. Зимняя. М., Моск. психол.-соц. Инт-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
10.Ильина Е.В. Модальная организация текста и пресуппозитивная стратегия регулирования отношений между содержанием и смыслом // Вестник КемГУ. 2013. №3 (55).
11.Колосова О.А. Когнитивные основания языковых категорий. (На материале современного английского языка). Диссертация доктора филологических наук. Москва, 1996.
12. Кривцун О.А. К 82 Эстетика: Учебник. — М: Аспект Пресс, 2000.
13 Крюкова Н.Ф. Метафора как средство понимания содержательности текста: Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1988
14.Лингвистический энциклопедический словарь. Языкознание / под ред. Ярцевой В.Н. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
15.Наумова, Л. А. Пресуппозиция в логике и лингвистике / Л. А. Наумова // Философия: в поисках онтологии: сб. науч. тр. – Самара: Изд-во СаГА, 1998. – Вып. 5.
Поскольку такой роман, как и любой жанр в литературе, достаточно многогранен, мы не можем дать точное определение ему, так как не все женские романы мы можем назвать бессмысленным вкладом в литературу.
В результате изучения различных источников мы пришли к выводу, что «женский роман» на примере литературного произведения Ш.Бронте «Джейн Эйр» не может являться источником банальности и непристойности. Для большей части читателей роман «Джейн Эйр» - история искренней любви. Вместе с тем некоторые специалисты исследуют это произведение как ведущий роман в феминистской литературе. «Джейн Эйр» - это не просто роман о внутреннем мире женщины, здесь повествуется о том, как женщина открывает в себе «полноценного человека».
Произведение «Джейн Эйр» часто трактуют как автобиографический роман, хотя жизнь Ш. Бронте отличается от жизни главной героини. Известный писатель У.М. Теккерей писал о Ш. Бронте: «Помню трепетное, хрупкое создание, маленькую ладонь, большие черные глаза. Пожалуй, глав