Правовое положение следователя в уголовном процессе
Введение
Актуальность темы исследования. Вопрос борьбы с преступностью в современной России, как и во всем мире, является одной из важнейших задач любого государства. Для обеспечения общественного порядка, государственной безопасности необходимо организовать эффективную систему для борьбы с преступностью.
В России особое место в борьбе с преступностью отводят органам предварительного следствия. Именно от организационного построения органов предварительного следствия зависит эффективность и результативность их в борьбе с преступлениями. Вопросы организационного построения органов предварительного следствия всегда были актуальны как в настоящее время, так и во времена СССР и царской России. В настоящее время вопрос о реформировании следственной системы обсуждается довольно длительное время. Постоянно обсуждается вопрос о создании единого следственно органа, как в научных кругах, на всех ступенях государственной власти, а также в кругах правоохранительных органов.
Следователь играе
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Эволюция статуса следователя как участника уголовного процесса 5
1.1. Досоветский этап развития процессуального положения следователя 5
1.2. Правовой статус следователя в советском и современном законодательстве 10
Глава 2. Процессуальная самостоятельность следователя 15
2.1. Особенности процессуальной самостоятельности следователя в уголовном процессе 15
2.2. Проблемы реформирования процессуального статуса следователя 19
Заключение 25
Список использованных источников 27
Список использованных источников
I. Нормативные правовые акты
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
2. Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (ред. от 25.02.2022) // Российская газета. – № 296. – 2010.
3. Декрет о суде № 1 от 22 ноября 1917 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (утратил силу).
4. Декрет ВЦИК «О народном суде РСФСР (положение)» от 30 ноября 1918 года // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (утратил силу).
5. Декрет ВЦИК «Положение о народном суде РСФСР» от 2 октября 1920 года // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (утратил силу).
6. Постановление ВЦИК от 15.02.1922 года «Об утверждении Уголовно-Процессуального Кодекса Р. С. Ф. С. Р. (вместе с «Уголовно-Процессуальным Кодексом РСФСР».)» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (утратил силу).
7. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года № 1237-VI «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (утратил силу).
II. Основная и специальная литература
8. Гавриленко, Н. С. Органы предварительного следствия в России в дореволюционный период (1864-1916 гг.) / Н. С. Гавриленко // Молодой ученый. – 2020. – № 47 (337). – С. 263-265.
Итак, согласно Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 г., следственный аппарат переходил в непосредственное подчинение прокуратуре. В 1936 г. произошло окончательное исключение органов следствия и дознания из системы органов юстиции СССР, а также внедрение их в систему органов Прокуратуры СССР.
6 апреля 1963 г., в соответствии с вступлением в силу Указа Президиума Верховного Совета СССР «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка», начался процесс перехода органов следствия в систему органов исполнительной власти. Таким образом, помимо дознания, к сфере деятельности милиции стало относиться и предварительное расследование. Следователи органов внутренних дел наделялись