Воображение младшего школьника и их успешность в обучении
Введение
поднимаемые в работе вопросы актуальны именно тем, что Могут нести в себе практическую значимость для работы с младшим школьниками. В настоящее время очень чётко прослеживается тенденция к склонности в упрощении, и систематизировать информации. Основная цель обучения заключается в успешной среде основных экзаменов, таких как ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. так как мы видим, что начиная с четвёртого класса, детям предстоит работать в основном с тестами и опросам. У нас возникает предположение, что это может снизить уровень воображения, что имеет непосредственно связь с мыслительными процессами, как уже было доказано такими учёными как: А.В.Петровский, М.Б. Беркинблит, А.Я. Дудецкий, Л. С. Выготский и др. Актуальность работы- Несмотря на объем проведённых исследований в данном вопросе нельзя упускать из виду тот момент, что проведены они были достаточно давно и за последние годы, в обществе произошли глобальные изменения. так начиная с 22017 года, по нашим заметках младших школьников чаще изучали в рамках компьютерной зависимости и эмоционального состояния. В рамках проведения нашей работы мы ознакомимся с основными и фундаментальными исследованиями особенностей современных школьников, в частности учащихся младших классов и теорией воображения. Мы проявили интерес к воображению именно у младших школьников потому, как на этом этапе школьного обучения мы будем иметь наиболее чистую картину, что необходимо нам для проведения диагностики и получения более точных результатов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
глава 1 теоретикометодологические основы исследования воображения в психологии
1.1 история исследования феномена воображения в отечественной и зарубежной психологии
1.2 направления изучения воображения в отечественной и зарубежной психологии
1.3. факторы влияния на воображение в современных исследованиях
Выводы по главе
Список литературы
Список литературы
• Адлер, Альфред. Понять природу человека / Альфред Адлер ; [пер. Е. А. Цыпина]. - Санкт-Петербург : Гуманитар. агентство "Академический проект", 2000. - 253, [1] с.; 21 см. - (Библиотека зарубежной психологии).; ISBN 5-7331-0107-5
• Антипов Сергей Сергеевич Воображение как свойство человека // Философская школа. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voobrazhenie-kak-svoystvo-cheloveka (дата обращения: 08.04.2022).
• Ананьев, Борис Герасимович (1907-1972). Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - Москва : Просвещение, 1964. - 304 с. : черт.; 21 см.
• Арапов Олег Геннадьевич «Имагинативная философия» Я. Голосовкера и «Имажинативная метафизика» г. Башляра: две модели философии воображения // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imaginativnaya-filosofiya-ya-golosovkera-i-imazhinativnaya-metafizika-g-bashlyara-dve-modeli-filosofii-voobrazheniya (дата обращения: 09.04.2022).
• Ассаджиоли, Роберто (1888-1974). Психосинтез: теория и практика : От душев. кризиса к высш. "Я" : [Сборник] / Роберто Ассаджиоли. - М. : РЕФЛ-бук, 1994. - 311,[2] с. : ил.; 21 см. - (Библиотека психологической литературы).; ISBN 5-87983-003-9 (В пер.) : Б. ц.
• Бергсон, Анри (1859-1941). Творческая эволюция : [Пер. с фр.] / Анри Бергсон; [Предисл., примеч. И. И. Блауберг]; Рос. акад. естеств. наук. - М. ; Кучково поле : Канон-пресс, 1998. - 382,[2] с.; 21 см. - (Канон философии).; ISBN 5-87533-107-0 (В пер.) : Б. ц.
• Брушлинский Аﮦ.В. Вообраﮦжение и познﮦание. // Вопросы филосﮦофии. -1967.
• Брушлинский А. В. Воображение и познание, М. : Вопросы философии. 2002, №11, с.12.
• Бряник Н.В. Воображение в трактовке представителей классической гносеологии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук . - 2015. - №Том 15. Вып. 3. - С. 31-46.
• Бандуровский К. В. Бессмертие души в философии Фомы Аквинского. — М.: РГГУ, 2011. — 328 с.
• Башляр Г. Грезы о воздухе: Опыт о воображении движения. М.: Изд-во гуманитар. лит., 1999. 344 с.
• Блонский, Павел Петрович (1884-1941). Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. - Изд. 3-е, [репр.]. - Москва : URSS : ЛЕНАНД, cop. 2017. - 204, [1] с. : табл.; 22 см. - (Из наследия мировой психологии).; ISBN 978-5-9710-4840-4
• Бэкон, 1978 - Бэкон Ф. Соч. в 2 т. 2-е изд., испр. и доп. / Сост., общ. ред. и вст. ст. А.Л. Субботина. М.: Мысль, 1977-1978. Т. 2. 576 с.
• Веракса Александр Николаевич Воображение дошкольника // СДО. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voobrazhenie-doshkolnika (дата обращения: 27.02.2022).
• Вундт, Вильгельм Макс (1832-1920). Фантазия как основа искусства / В. Вундт ; пер. с нем. Л. А. Зандера ; под ред. А. П. Нечаева. - 2-е изд. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2010. - 146, [1] с. : ил.; 21 см. - (Из наследия мировой психологии).; ISBN 978-5-397-01194-5
• Выготская Г. Л. Развитие хватательных движений у ребенка на первом году жизни. Рукопись. М., 1951.
• Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
• Рубинштейн С.Л. Воображение. Основы общей психологии. - М.: Дива, 2005, с.67.
• Гегель Г.В.Ф. 1977. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М. : Мысль. 471 с.
• Громенко Л.Н. Понятие коммуникативно-творческих способностей // Таврический научный обозреватель. 2017. №2 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kommunikativno-tvorcheskih-sposobnostey (дата обращения: 03.03.2022).
• Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Декарт Р. Сочинения: в 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 272.
• Джо Пол Гилфорд Научная публикация «Creativity», журнал «American Psychologist», выпуск 5, 1950. — С. 444-454.
• Дилтс Р. Стратегии гениев. В трех томах. Том 3. Зигмунд Фрейд, Никола Тесла, Леонардо да Винчи. Серия: Библиотека психологии и психотерапии. Вып.: 41. М.: Класс, 1998г. 384с
• Дмитриев И.С. Веселая наука фрэнсиса Бэкона // Epistemology & Philosophy of Science. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veselaya-nauka-frensisa-bekona (дата обращения: 04.04.2022).
• Дрожецкая Е.В. Структура воображения и восприятия как критерий их различения в работах Э. Гуссерля // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-voobrazheniya-i-vospriyatiya-kak-kriteriy-ih-razlicheniya-v-rabotah-e-gusserlya (дата обращения: 08.04.2022).
• Дьюи, Джон (1859-1952.). Реконструкция в философии; Проблемы человека / Джон Дьюи ; [Пер. с англ., послесл. и примеч. Л.Е. Павловой]. - М. : Республика, 2003 (Екатеринбург : ГИПП Урал. рабочий). - 493, [1] с. : ил.; 22 см. - (Мыслители XX века).; ISBN 5-250-01849-1 (в пер.)
• Ендовицкая Т. В. и др. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Т. В. Ендовицкая, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, М. И. Лисина, Я. 3. Неверович, Г. А. Репина, Л. Г. Рузская, Д. Б. Эльконин ; под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии. - М. : Просвещение, 1964. – 350
• Запорожец А. В. 3-12 Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка.— М.: Педагогика, 1986.— 320 с., ил.— (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР)
• Зинченко, Петр Иванович. Непроизвольное запоминание [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. О-во психологов. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 562 с. : граф.; 21 см.
• Ильенков Э. В. Собрание сочинений в десяти томах. — М.: Канон-плюс, 2019 — н.в
• Ибрагимова Мария Эдуардовна От воображения к воплощению: модель организации творческой деятельности в свете идей Л. С. Выготского // Филологический класс. 2017. №1 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-voobrazheniya-k-voploscheniyu-model-organizatsii-tvorcheskoy-deyatelnosti-v-svete-idey-l-s-vygotskogo.
• Кант И. Соч.:В 6 т. М., 1964 Т. 3 С. 174, 223
• Кант И. Указ. Изд. Т.3. С. 156
• Кант И. 1994. Критика чистого разума. М. : Мысль. 591 с.
• Киселёва Светлана Леонидовна Воображение как универсальная способность человека // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. №4 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voobrazhenie-kak-universalnaya-sposobnost-cheloveka (дата обращения: 27.02.2022).
• Королев, С. В. Библиотека Дидро: опыт реконструкции [Текст] / С. В. Королев ; Российская нац. б-ка. - Санкт-Петербург : Изд-во Российской нац. б-ки, 2016. - 223 с. : цв. ил., портр., факс.; 21 см.; ISBN 978-5-8192-0516-7
• Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 182 с.
• Костюк, Григорий Силович. Избранные психологические труды / Г. С. Костюк; Под ред. Л. Н. Проколиенко; АПН СССР. - М. : Педагогика, 1988. - 301,[2] с.; 21 см.; ISBN 5-7155-0091-5 (В пер.) : 2 р.
• Красногорский, Николай Иванович. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. Т. 1. - Москва : Медгиз, 1954. - 488 с
• Крылов, А.В. Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина / А.В. Крылов // Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова. – 2012. – № 3. – С. 4-14
• Кудрявцев Владимир Товиевич Игра и развитие воображения: взгляд с позиций культурно-исторической психологии // СДО. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-i-razvitie-voobrazheniya-vzglyad-s-pozitsiy-kulturno-istoricheskoy-psihologii (дата обращения: 27.02.2022).
• Кузин, Владимир Сергеевич. Психология/ В. С. Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : "Агар", 1997. - 304 с. : ил., цв.ил. - Библиогр.: с. 303-304. - ISBN 5-89218-030-1 (в пер.)
• Кофка, Курт (1886-1941).Основы психического развития [Текст] / К. Коффка ; Авториз. пер. Р. и Б. Левин ; С предисл. В. Колбановского и статьей Л. С. Выготского. "Проблемы развития в структурной психологии". - Москва ; Ленинград : Соцэкгиз, 1934 (М. : 16 тип. треста "Полиграфкнига"). - Переплет, LVI, 260 с. : черт.; 23х16 см.
• Лобанова Лидия Петровна Грамматическая картина языка, мышление и духовное развитие народа в концепции В. Фон Гумбольдта // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grammaticheskaya-kartina-yazyka-myshlenie-i-duhovnoe-razvitie-naroda-v-kontseptsii-v-fon-gumboldta (дата обращения: 05.04.2022).
• Леви-Гориневская, Е.Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста / Е.Г. Леви-Гориневская. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1955. -167 с.
• Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
• Лук Александр Наумович. Л 84 Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976. 144 с. (Философ. б-чка для юношества).
• Лук А.Н. Юмор. Остроумие. Творчество. — М.: Искусство, 1977
• Лук, Александр Наумович.Мышление и творчество [Текст] / А. Н. Лук. - Москва : Политиздат, 1976. - 144 с. : ил.; 17 см. - (Философская б-чка для юношества).
• Лурия, Александр Романович (1902-1977.). Маленькая книжка о большой памяти : (Ум мнемониста) / А. Р. Лурия. - М. : Эйдос, 1994. - 96 с. : ил.; 19 см.; ISBN 5-87921-007-3 : Б. ц.
• Маркова Л.А. Исторические реконструкции в контексте разных соотношений настоящего с прошлым. - МСК: 1991. - 62 с.
• Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 46, ч.1. С. 47
• Маркс, К. Капитал / К. Маркс. – Мск : Бомбора, 2021. – 512 с.
• Маркс, К. Нищета философии: Ответ на "Философию нищеты" г. Прудона / К. Маркс; [С предисл. Ф. Энгельса]; Ин-т Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКП(б). - Москва : Госполитиздат, 1941. - 184 с.; 20 см.
• Монтень, Мишель. Путевой дневник. Путешествие Мишеля де Монтеня в Германию и Италию / Пер. с франц. Л. Ефимова.- СПб. : ООО "Редакционно-издательский центр "Культ-информ-пресс"", 2020. - 464 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-8392-0778-3
• Меньшиков С.В. Роль воображения в развитии творческой личности // Вестник ЧелГУ. 1996. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-voobrazheniya-v-razvitii-tvorcheskoy-lichnosti (дата обращения: 03.03.2022).
• Назаренко С. Н. Развитие воображения посредством игровой деятельности детей 6-7 лет // Инновационная наука. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-voobrazheniya-posredstvom-igrovoy-deyatelnosti-detey-6-7-let (дата обращения: 03.03.2022).
• Николай Кузанский. Сочинения в 2-х т. Т.2: - М. :Мысль, 1980. - 471 с. - (Филос. наследие). - С.33-94.
• Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд ; Науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. - Москва : Мысль, 2000-2001. - 26 см.; ISBN 5-244-00961-3
• Пиаже, Жан. Речь и мышление ребенка / Жан Пиаже; [Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова]. - М. : Педагогика-пресс, 1994. - 526,[1] с.; 20 см. - (Психология: классические труды).; ISBN 5-7155-0694-8 (В пер.) : Б. ц.
• Прангишвили, А.С. Бессознательное. Природа. Функции. Методы. Исследования. / А.С. Прангишвили. – Мск. : Мецниереба, 1978. – 876 с.
• Райл, Гилберт. Понятие сознания [Текст] : [Пер. с англ.] / Гилберт Райл; общ. науч. ред. В. П. Филатов. - Москва : Идея-пресс : Дом интеллектуал. кн., 2000. - 406 с.; 22 см. - (Университетская библиотека. Философия).; ISBN 5-7333-0011-6
• Рибо Т.А. Творческое воображение / Т.А. Рибо – М.: Книга по Требованию, 2013. – 328 с.
• Рысс М. Г. Особенности моторного развития грудных детей при различных условиях воспитания. «Советская педиатрия», 1940, № 3.
• Семенов Валерий Евгеньевич Трансцендентальное действие ума в метафизике Декарта // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2011. №15 (77).
• Савченко Кристина Владимировна «парадоксы» Дени Дидро в театре современности // European science. 2020. №6 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/paradoksy-deni-didro-v-teatre-sovremennosti (дата обращения: 04.04.2022).
• Сарбалаева С. М. Развитие воображения у детей дошкольного возраста // Наука и современность. 2013. №25-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-voobrazheniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 08.04.2022).
• Скачкова Д. К. К вопросу о роли воображения в человеческом познании // Наука и современность. 2010. №3-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-roli-voobrazheniya-v-chelovecheskom-poznanii (дата обращения: 10.04.2022).
• Скрябина Анастасия Михайловна Дедуктивная логика К. Дойла в сборнике рассказов «Записки о Шерлоке Холмсе» и научная проблема «Предмет и метод» // Вестник СВФУ. 2017. №4 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deduktivnaya-logika-k-doyla-v-sbornike-rasskazov-zapiski-o-sherloke-holmse-i-nauchnaya-problema-predmet-i-metod (дата обращения: 07.04.2022).
• Суетин Трифон К. Г. Юнг о классификации фантазий // Философская антропология. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-g-yung-o-klassifikatsii-fantaziy (дата обращения: 09.04.2022).
• Теплов, Б. М. Психология. Учебник для средней школы / Б. М. Теплов. – Мск. : Концептуал, 2020. – 256 с.
• Туник Елена: Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант\\ Речь\ Мск\ 2006г.
• Фарман И.П. Исторические реконструкции в контексте разных соотношений настоящего с прошлым. - МСК: ифран, 2013. - 216 с.
• Федотова В. О. Соотношение фантазии и восприятия в работах Вильгельма Вундта и Якоба Фрошаммера // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2013. №16 (159). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-fantazii-i-vospriyatiya-v-rabotah-vilgelma-vundta-i-yakoba-froshammera (дата обращения: 07.04.2022).
• Флоренский, Павел Александрович (священник; 1882-1937). История и философия искусства [Текст] / священник Павел Флоренский ; [под общ. ред. игумена Андроника (Трубачева)]. - Испр. и доп. - Москва : Академический проект, 2017. - 623, [16] л. цв. ил. : ил., табл.; 22 см. - (Философские технологии).; ISBN 978-5-8291-1932-4 : 700 экз.
• Фрейд, Зигмунд (1856-1939.). Толкование сновидений : [Пер. с нем.] / Зигмунд Фрейд. - М. : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 2001. - 620, [2] с. : ил.; 21 см. - (Антология мысли).; ISBN 5-04-007200-7
• Эббингауз, Герман (1850-1905). Очерк психологии / Г. Эббингауз. Психология / А. Бэн. - Москва : АСТ, 1998. - 527 с.; 22 см. - (Классики зарубежной психологии) (Ассоциатив. психология).; ISBN 5-15-000935-0
• Этьенн Бонно Де Кондильяк. Сочинения в трех томах. Том 1. Мысль - 338 с.. 1980
• ЮнгК.Г. Активное воображение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://carljung.ru/Library/ActImag.htm. – Дата доступа: 9.03.2021.
• Perevozchikov E. V., Maurer A. M. Composite photoportraits: history, methods, results // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/composite-photoportraits-history-methods-results (дата обращения: 07.04.2022).
Воображение в процессе формирования понятия сохраняет свою специфику, т. е. создаваемые воображением продукты есть не что иное, как проработка реальных отраженных отношений. В то же время это создание нового единства, новой связи, новой цельности. Воображение позволяет нам «увидеть» это целое, общую картину явления еще до того, как оно будет представлено в частности. Оригинальность есть еще и экономия воображения, ибо его образы никогда не копируют предмет в целом, а лишь фиксируют отдельные характерные детали, но эти детали сохранят смысл и значение целого. Коршунова Л.С. связывает воображение с чувственным опытом. Воображение соотносит новый чувственный опыт с уже имеющимся у человека опытом, тем самым как бы извлекает из глубин памяти соответствующие категории, понятия. Процессы воображения в той или иной форме «проникают» во все виды деятельности человека, выполняя различные функции. Коршунова Л.С. считает, что важнейшей из них является познавательная и связанная с ней эвристическая, имеющая большое значение в творческом поиске. Воображение осуществляет также прогностическую и планирующую роли, способствуя выработке целей, предвосхищая результаты деятельности. Оно выступает и как организатор творческого поиска. Воображение осуществляет и функцию определенного контроля, оно корректирует деятельность, способствуя адекватному отражению действительности. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 182 с.