Влияние творческой деятельности на эмоциональную сферу старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Работа посвящена изучению проблемы влияния творческой деятельности на устойчивость эмоциональной сферы старших дошкольников. Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием, но все же среди характерных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно имеющие влияние как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. Актуальность выбранной темы определяется широкой распространенностью эмоциональных комплексов среди дошкольников при низком уровнем устойчивости эмоциональной сферы [17].
В частности, творческую деятельность в качестве метода коррекции эмоциональной сферы рассматривали такие ученые, как Л.С. Выготский, Я.И. Ковальчук, Л.Д. Лебедева, Л.Н. Кряжева, В.Т. Маралов, Б.Е. Робинсон и др. [7; 8; 9].
Проблема исследования: каково влияние творческой деятельности на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста?
Объект иссл
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…..…..….3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты творческой деятельности и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста…………………………………. 5
1.1 Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………5
1.2 Психологическая характеристика творческой деятельности.………………………………………………………….………..…6
1.3. Специфика эмоциональной сферы старших дошкольников …………………………………………………………..………...8
1.4. Творческая деятельность как средство развития устойчивости эмоциональной сферы старших дошкольников…………………………….…10
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование влияния творческой деятельности на устойчивость эмоциональной сферы старших дошкольников…………...….. 13
2.1. Организация и методы исследования……………………………...13
2.2. Результаты первичной диагностики эмоциональной сферы старших дошкольников……………………………………………………………………15
2.3. Программа психокоррекции эмоциональной сферы старших дошкольников средствами творческой деятельности……………….………..21
2.4. Результаты повторной диагностики эмоциональной сферы старших дошкольников…………………………………………………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб. Пособие/ В.А. Аверин. -– М.: Академия, 2001. – 346 с.
2. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006. – 336 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа/ А. Г. Асмолов. – М.: Академия,2001. – 265 с.
4. Битянова М.Р., Широкова Г.А. Работа психолога в детском саду / М.Р. Битянова , Г.А. Широкова.– М.: Педагогика, 2011.-191 с.
5. Возрастная психология : Детство, отрочество, юность : хрестоматия: учеб. пособие для ВУЗов / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 624 с.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 275 с.
7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович.– Мн.: Нар. Асвета, 1996.
8. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка/ О.А. Карабанова// – М.: Российское Педагогическое Агентство, 1997.
9. Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей / Л.Н. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 178 с.
10. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арттерапии/ Л.Д. Лебедева. – М.:АСТ – Пресс, 2008. – 214с.
11. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка/ А.А. Люблинская. - М.: Сфера, 2009. – 256с.
12. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. Заведений / В.С. Мухина. – 11е изд., перераб и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 640 с.
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое
При этом наиболее результативным является использование игрового творчества, так как в детском возрасте "игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело".
С другой стороны игра связана с такими видами творчества детей, как рисование, лепка, музыка, конструирование. Несмотря на различные средства отражения чувств и мыслей, все эти виды деятельности, имеют много общего. В ходе игры дети поют, пляшут, вспоминают стихи, строят различные сооружения.
Игра – это метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод активизации мыслительной и психической деятельности, она доставляет ребенку радость. Игра же относится к косвенному методу воздействия, в ней ребенок ощущает себя полноправным субъектом деятельности. Игра – это отражение жизни. Здесь все как будто "понарошку", но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего. Действия играющих всегда реальны, их чувст

