Белфастское соглашение и его роль в преодолении североирландского конфликта

Цель исследования – изучить сущность Белфастского соглашения и проследить применение его положений на практике
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
30.08.2022
Объем файла
278 Кб
Количество страниц
36
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
640 руб.
800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования. Двадцать четыре года назад было подписано соглашение Страстной пятницы – событие, с помощью которого подводят черту тридцатилетним беспорядкам в Северной Ирландии.  Для любого исследователя региона будет очевиден глубокий отпечаток, оставленный конфликтом  на североирландской действительности. За прошедшее временя было приложено не мало усилий для преодоления его последствий, но процесс реабилитации все еще далек от завершения. Положения Белфастского соглашения легли в основу современной политической кооперации. Имплементация соглашения продолжается и по сей день, встречая различные препятствия в процессе реализации, вновь и вновь возрождающие интерес к договору.  Кроме того, опыт переговоров и мирного урегулирования этого конфликта преподносит ценные уроки для мирового сообщества и ООН в контексте их миротворческой деятельности по разрешению гуманитарных кризисов на Ближнем Востоке, в Африке или Латинской Америке.
Исследование обладает научной новизной благодаря обращению к совре-менным статьям, подготовленных зарубежными аналитическими центрами и ин-ститутами для научных конференций. Такими источниками являются отчет, под-готовленный к конгрессу Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе; публикации учебных учреждений, таких как Ирландская королевская академия или Институт британо-ирландских исследований в Дублине и др.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Предпосылки и развитие конфликта 6

1.1 Предпосылки 6

1.2. Ход событий 8

Глава 2. Принятие мирного соглашения в Белфасте 11

2.1. Миротворческие процессы предшествующие договоренностям 11

2.2. Содержание Белфастского соглашения 13

2.3. Имплементация соглашения и дальнейшее урегулирование 16

Глава 3. Брекзит и его вызовы 23

3.1. Правовой аспект выхода 23

3.2. Проблема границ и потери финансирования 24

Заключение 30

Список литературы

 

Список источников и литературы

1. Источники

1. Anglo-irish agreement 1985  // Информационный веб-сайт правительства Соединенного Королевства. [Electronic resource]. – URL: https://www.dfa.ie/media/dfa/alldfawebsitemedia/ourrolesandpolicies/northernireland/Anglo-Irish-Agreement-1985.pdf (Access date: 05.04.2022).

2. Belfast Agreement // Информационный веб-сайт правительства Соеди-ненного Королевства. [Electronic resource]. – URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attach-ment_data/file/1034123/The_Belfast_Agreement_An_Agreement_Reached_at_the_Multi-Party_Talks_on_Northern_Ireland.pdf (Access date: 14.04.2022).

3. Downing St. Declaration // Министерство иностранных дел и торговли Ирландии. [Electronic resource]. – URL: https://www.dfa.ie/media/dfa/alldfawebsitemedia/ourrolesandpolicies/northernireland/peace-process--joint-declaration-1993.pdf (Access date:

4. Fresh Start Agreement // Исполнительный комитет Северной Ирландии. [Electronic resource]. – URL: https://www.northernireland.gov.uk/sites/default/files/publications/nigov/a-fresh-start-stormont-agreement_0.pdf (Access date: 28.02.2022).

5. Hillsborough Castle Agreement 2010 // Информационный веб-сайт прави-тельства Соединенного Королевства. [Electronic resource]. – URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attach-ment_data/file/136435/agreement_at_hillsborough_castle_5_february_2010.pdf (Access date: 07.03.2022).

6. St. Andrews Agreement // Информационный веб-сайт правительства Со-единенного Королевства. [Electronic resource]. – URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/136651/st_andrews_agreement-2.pdf (Access date: 14.02.2022).

7. Stormount House Agreement // Информационный веб-сайт правительства Соединенного Королевства. [Electronic resource]. – URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/390672/Stormont_House_Agreement.pdf (Access date: 19.02.2022).

8. EU Withdrawal Act 2020  // Официальныая база данных законодательства Великобритании. [Electronic resource]. – URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2020/20/section/2/enacted (Access date: 26.02.2022). 

2. Исследовательская литература

9. Бирюков И.Д. Ольстер: кризис британской империалистической политики (1968–1984). М.: Мысль, 1985. 

10. Браницкий А.Г., Чуприков П.Б. Основные факторы мирного процесса в Северной Ирландии на современном этапе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2008. № 4. С. 178–183.

11. Галушко Д.В. О правовых последствиях выхода Великобритании из Европейского Союза // Legal Concept, 2019. Т. 18. № 4. С. 140-145.

12. Горбатюк Е.С. Североирландский конфликт: некоторые особенности // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 2014. Т. 10. № 3. С. 241-247.

13. Гуреев М.С. Проблемы мирного процесса в Северной Ирландии в начале деятельности кабинета Г. Брауна // Белгород: Белгородский государственный университет. Via in tempore. История. Политология, 2009. №12. Т. 15. С. 88-91.

14. Лукин В.М. Социально экономический анализ североирландского конфликта // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарного университета, 2011. С. 108–111. 

15. Напалкова И.Е. Ирландская проблема в контексте "Брекзит" // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии, 2019. № 1. С. 70–79.

16. Невилл П. Ирландия: История страны // пер. с англ. Н. Омельянович под ред. К. Ковешникова. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2009.

17. Яушева А.Р. Конфликт в Северной Ирландии в условиях выхода Великобритании из Европейского союза - мир или отсутствие войны? // Иваново: «Проблемы науки», Academy, 2016. № 11. С. 61-67.

18. McCrudden C. Соглашение Страстной пятницы, Брекзит и Права (The Good Friday Agreement, Brexit, and Rights) // London, The British Academy, 2017.

19. Mitchell D., Tannam E., Wallace S. The Good Friday Agreement’s impact on political cooperation // Irish Political Studies. Volume 33, Issue 3, 2018.

20. Debraggio J.M. Implementing the Good Friday Agreement: overcoming challenges and obstacles» // Lewisburg, Bucknell University, 2010.

21. Democratic Progress Institute. Тhe Good Friday Agreement – An Overview // London, 2014.

22. Fordham B.A. The Good Friday Agreement: An Overview / International Law Journal, 1998. Vol. 22. Iss. 4. P. 1196-1199.

23. McAdams H. The Good Friday Agreement as a framework: the future of peace in Northern Ireland // Newark, University of Delaware, 2017.

24. Ingegerd S.S. The Troubles in Northern Ireland. A civil war in the United Kingdom – against all odds? // Oslo, University of Oslo, 2002.

25. Steinberg J.B. The Good Friday Agreement: ending war and ending conflict in Northern Ireland // Texas National Security Review, 2019. Vol. 2. Iss. 3. Р. 78-102.

26. Archick K. Northern Ireland: the peace process, ongoing challenges, and U.S. interests // Congressional Research Service, 2021.

27. Brown L.M. Brexit and the political economy of Northern Ireland // Eu-ropean Union Studies Association Conference, 9–11 May 2019.

28. Meehan E. From conflict to consensus: the legacy of the Good Friday Agreement the British-Irish and European contexts // IBIS Working Papers; 83. University College Dublin. Institute for British-Irish Studies, 2009.

29. Phinnemore D., Hayward K. UK Withdrawal (‘Brexit’) and the Good Friday Agreement // Policy Department for Citizens’ Rights and Constitutional Affairs, November 2017.

30.   UK withdrawal (“Brexit”) and the Good Friday Agreement. Constitutional Affairs // AFCO Committee, Policy Department for Citizens’ Rights, 2017.

3. Ресурсы Интернет

31. Kelpie C. Ballymurphy Inquest: Coroner finds 10 victims were innocent // Новостная служба Северной Ирландии Би-би-си, 11 May 2021. URL: https://www.bbc.com/news/uk-northern-ireland-56986784 (Access date: 30.01.2022).

32. Macauley C. Brexit challenges agri-food industry, say Lords // Новостная служба Северной Ирландии Би-би-си, 3 May 2017. URL:  https://www.bbc.com/news/uk-northern-ireland-39790939 - (Access date: 28.02.2022).

33. McCann P. NI agri-food sector 'vulnerable' post-Brexit – ministers // Журнал ирландских фермеров, 11 August 2016. URL: https://www.farmersjournal.ie/ni-agri-food-sector-vulnerable-post-brexit-ministers-219947 - (Access date: 29.02.2022).

34. Charter of Rights, Bill of Rights // Комиссия Северной Ирландии по правам человека. Belfast, 2022 . URL: https://nihrc.org/publications (Access date: 27.02.2022).

35. Three Strands // Образовательная служба Ассамблеи Северной Ирландии. Belfast, 2021. URL: 

https://education.niassembly.gov.uk/post_16/snapshots_of_devolution/gfa/the_three_strands - (Access date: 12.04.2022).

36. Edgington T., Morris C. Brexit: What is the Northern Ireland Protocol? // Служба новостей Соединенного королевства Би-би-си, 3 February 2022. URL: https://www.bbc.com/news/explainers-53724381 - (Access date: 27.02.2022).

Гарантии Белфаста исходят не только от подписавших документ Ирландии и Великобритании, но и от Евросоюза, поскольку оба участника соглашения пребывали в нем, и переговоры проходили при его посредничестве.  Кроме того, членство ЕС предоставляло жителям Северной Ирландии широкий спектр прав, подчиненный законодательству объединения. Среди них: свободы европейского рынка, трудовые прав, закон о равенстве и положения о свободном перемещении, а также право на эффективные средства правовой защиты, на обращение в Суд Европейского союза (CJEU). Отношения cервера / .га, провозглашенные «второй нитью», как было указано в гл. 2, предусматривали соответствие законодательств региона и республики по защите прав человека, и потому связывали обоих акторов обязательствами перед союзом, поскольку те попадали под юрисдикцию CJEU . В частности, обе страны были обязаны отвергать законы, противоречащие законодательству ЕС. Вдобавок ЕС мог принудить Великобританию к выполнению постановлений Европейской комиссии по правам человекам относительно Сев. Ирландии, поскольку членство в ЕС так же подразумевает членство в ЕКПЧ. Данные обстоятельства приводили к тому, что Ассамблея Северной Ирландии и Исполнительный комитет тоже ограничены в своих полномочиях. Принимая в учет освобождение от этого ограничения, вызывают опасения разногласия по спорным вопросам, которые до сей поры выходили за рамки парламентской сферы регулирования. Лондон возвращает полномочия по рассмотрению ряда вопросов по правам человека, равенства и дискриминации, и не известно, какие из них будут переданы в региональные представительства, что потенциально означает изменение возможностей местных органов власти, сокращая или умно-жая их компетенцию в разных сферах, и непременно сопряженно с временным осложнением политического процесса. Более того, хотя пока юридическая прак-тика основывается на 13 статьях Закона о правах человека от 1998 г., которые взяты из ЕКЧП, существуют призывы к их замене Биллем о правах Великобритании. Находящееся у власти консервативное правительство выполняет обещание, данное на выборах, по сохранению Закона в силе в течение деятельности текущего парламента, но его дальнейшая судьба – предмет дискуссии. С другой стороны, ЕС заявил о приверженности идеям Страстной пятницы и опубликовал «Руководящие принципы диалога по Ирландии/Северной Ирландии», в котором обещал поддержку прав ирландцев по многим аспектам, включая равенство возможностей и защиту прав.