Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны

Целью представленной работы является изучение деятельности советского кинематографа в условиях Великой Отечественной войны и определения роли советского киноискусства в духовном развитии общества
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
30.08.2022
Объем файла
87 Кб
Количество страниц
35
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
680 руб.
850 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

 Введение

Актуальность темы. 22 июня 1941 году началась самая страшная война в истории нашего государства – Великая Отечественная, в один миг перевернувшая мирную жизнь советских людей. На протяжении 1418 дней миллионы наших сограждан ковали общую на всех Победу, принося ей в жертву все, что у них было, включая жизнь. Во фронтовых окопах и на предприятиях в тылу плечом к плечу стояли представители разных национальностей, вероисповеданий, разных возрастов и профессий. Свою лепту в Победу внесли и мастера советского киноискусства: и в грозные дни войны, и в послевоенное время они многократно обращались в своем творчестве к ее событиям. Военное лихолетье породило в советском кинематографе большое количество значительных высокохудожественных произведений, которые с высоким гражданским накалом не только правдиво отобразили исторические события, но зачастую и сами становились знаковыми событиями в истории борьбы за мир.
И в наши дни не стареет в памяти ветеранов жизнь военных лет, полная тягот и борьбы. Не ослабевает интерес и молодых людей к киноискусству, в котором нашли отражение события, подвиги и переживания всего советского народа и каждого отдельного человека. Чем дальше в прошлое уходят события военных лет, тем большую роль играет кино в процессе формирования образов прошлого, тем ценнее становятся свидетельства ее участников, фронтовые письма, фотографии, военные документы. Особое место в этом ряду занимает кинохроника, запечатлевшая защитников Родины, яростные сражения с врагом, неповторимые по накалу эмоций победные майские дни 45-го. Экран за годы войны сформировал образ войны в исторической памяти поколений.

Содержание

Введение 3

ГЛАВА I. Трансформация советского кинематографа в условиях Великой Отечественной войны. 7

ГЛАВА II. Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны 18

2.1. Документальное кино как отражение фронтовой реальности 18

2.2. Проникновенная правда художественного фильма военного времени 24

ГЛАВА III. Роль кинематографа в духовном развитии советского общества в годы Великой Отечественной войны 30

Заключение 35

Список использованных источников и литературы 38

Список использованных источников и литературы

I. Источники:

1. Выступление народного комиссара иностранных дел СССР В.М. Молотова по радио 22 июня 1941 года / [Электронный ресурс] // URL: https://genproc.gov.ru/veterans/documents/history_docs/?ELEMENT_ID=694467 (дата обращения: 14.03.2022).

2. Выступление помощника Главного обвинителя от СССР Л.Н. Смирнова. Стенограмма заседаний Международного военного трибунала от 14, 15, 18 и 19 февраля 1946 года / [Электронный ресурс] // URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/163617-vystuplenie-pomoschnika-glavnogo-obvinitelya-ot-sssr-l-n-smirnova-stenogramma-zasedaniy-mezhdunarodnogo-voennogo-tribunala-ot-14-15-18-i-19-fevralya-1946-g (дата обращения: 03.03.2022).

3. Обращение участников IV Пленума Союза РАБИС к работникам искусств СССР, 23 июня 1941 года / [Электронный ресурс] // URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/253996-obraschenie-uchastnikov-iv-plenuma-tsk-soyuza-rabis-k-rabotnikam-iskusstv-sssr-23-iyunya-1941-g (дата обращения:03.02.2022).

4. Посельский М.Я. Свидетельство очевидца. Воспоминания фронтового оператора. М.: ЭльфИПР, 2005. 184 с.

II. Литература:

5. Александров Г.В. Эпоха и кино. М.: Политиздат, 1983. 336 с.

6. Бобринев К.С., Панферов С.В. Изменения в идеологической политике советской власти в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945) // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 10 (4). С. 80 – 86. 

7. Власов М.П., Дробашенко С.В. Советское кино в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945). М.: Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова, 1993. 49 с.

8. Дерябин А.С. Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник. М.: Госфильмофонд, 2016. 1032 с.

9. Жизнь во время войны. Кинематограф Великой Отечественной войны // ТАСС. 2015 / [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/kultura/1920192   (дата обращения:13.02.2022).

10. Зоркая Н.М. История отечественного кино. ХХ век. М.: Белый город, 2014. 512 с.

11. История кино. Елена Тяпкина: из жизни актрисы // Кино-Театр.РУ. 2008 / [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/kultura/1920192?page=3 (дата обращения: 13.02.2022).

12. Как в СССР снимали кино во время войны // Газета.ру. 2020 / [Электронный ресурс] // URL: https://www.gazeta.ru/culture/ 2020/05/09/a_13077037.shtml (дата обращения: 13.02.22).

13. Кондратенко А.И. Фронтовая кинохроника. Орел: Картуш, 2019. 127 с.

14. Кожевников А.Ю. Русский советский патриотизм в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период (1941 – 1953 гг.). М.: АСТ, 2015. 642 с.

15. Максакова Л.В. В рядах воюющего народа. Из истории советской культуры в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. М.: Мысль, 1965. 310 с.

16. Максакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М.: Наука, 1977. 343 с.

17. Малышев В. С. Становление киноархивного дела в России. Из опыта Госфильмофонда. М.: Пашков дом, 2004. 253 с.

18. Михайлов В.П. Фомин В.И. Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941 – 1945 гг. М.: Киновек, 2010. 1048 с.

19. Роль киноискусства в патриотическом воспитании населения Вологодской области в годы Великой Отечественной войны // Газета.ру 2020 / [Электронный ресурс] // URL:http://cultinfo.ru/infoproject/75th-victory-in-the-great-patriotic-war/cinema-during-the-great war.php (дата обращения: 13.02.22).

20. Русина Ю.А. История советского кино. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. 104 с. 

21. Сенявский А.С., Сенявская Е.С. Трансформация советской идеологии в период Великой Отечественной войны и ее влияние на психологию народа // Труды Института российской истории. Выпуск 10. М.: Издательство РАН, 2012. С. 155 – 176 / [Электронный ресурс] // URL: http://iriran.ru/?q=Trud10 (дата обращения: 14.03.2022).

22. Соболев Р.П. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. М.: Искусство, 1987. 352 с. / [Электронный ресурс] // URL: https://csdfmuseum.ru/articles/689- (дата обращения: 14.03.2022).

23. Фомин В.И. История российской кинематографии 1941 – 1968 гг. М.: Канон-плюс, 2019. 735 с.

24. Фомин В.И. Кино на войне. Документы и свидетельства. М.: Материк, 2005. 941 с.

25. Фомин В.И. Пересечение параллельных. М.: Искусство, 1976. 357 с.

26. Фомин В.И. Плачьте, но снимайте! Советская фронтовая кинохроника 1941 – 1945 гг. М.: Канон плюс, 2018. 705 с.

27. Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны / [Электронный ресурс] // URL: // https://ru.wikipedia.org/wiki/% (дата обращения: 03.03.2022).

28. Храмкова Е.Л. Отечественная историография истории кино 1941 – 1945 годов на рубеже ХХ – XXI веков // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2008. № 5. С. 123 – 130 / [Электронный ресурс] // URL: // https://cyberleninka.ru/ article/n/otechestvennaya-istoriografiya-istorii-kino-1941-1945-godov-na-rubezhe-hh-xxi-vekov (дата обращения:  03.02.2022).

29. Цена победы. Кино про войну: что за кадром // Эхо Москвы. 2009 / [Электронный ресурс] // URL: https://echo.msk.ru/programs/victory/ 601986-echo (дата обращения: 03.03.2022).

В военные годы корреспондент и очеркист Евгений Габрилович написал сценарий еще одного фильма, ставшего и остающегося до сих пор фаворитом публики. Это – «Два бойца» режиссера Леонида Лукова с двумя коронными ролями закадычных друзей, героев-солдат: Саши с Уралмаша, сыгранного молодым Борисом Андреевым, и одессита Аркадия Дзюбина в сверкающем юмором исполнении Марка Бернеса. Спетые им бессмертные песни на музыку Никиты Богословского «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали…» вместе с «Катюшей» и «Синим платочком» распевала буквально вся страна, фронт и тыл. Таким образом заполнялся в кино вакуум лирики, нежности, дружбы, юмора; это лучшие и милые черты народной души прочерчивались на военном экране, суровом, резком, не знающем полутонов .
Отсюда – привязанность к комедии, особенно на фронте. Военное кино породило и других симпатичных веселых героев, таких как кашевар Антоша Рыбкин – Борис Чирков из одноименной комедии Константина Юдина, как простодушные летчики из «Небесного тихохода».