Актуальные направления экзистенциальных категорий в современной психологии

Скачать курсовую работу на тему: Актуальные направления экзистенциальных категорий в современной психологии. В которой исследованы понятия и принципы экзистенциальной психологии. Изучены предпосылки возникновения экзистенциальной психологии и её философские корни.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
13.11.2025
Объем файла
103 Кб
Количество страниц
40
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

За последнее десятилетие интерес отечественной науки к экзистенциальной парадигме в психологии возрос, несмотря на сложность ее теоретического обоснования.Прежде всего этот интерес объясняется возвратом к психологии живого, а именно: экзистенциальная психология рассматривает живое существо во всей его сложности, рациональной и иррациональной, как объект своего рассмотрения.Экзистенциальная психология мотивирована серьезной позицией открытого сотрудничества с философией и неприятием конфронтации с другими психологическими парадигмами, а также определенной связью с религией, этикой и искусством.Практических психологов, безусловно, привлекает его богатый, жизненный опыт, опыт помощи человеку не только в развитии, трансценденции, преодолении его пределов, но и в кризисе - осмыслении проблем основ существования в его жизни и овладении им. искусство «быть живым».
 

Оглавление
Введение
Глава 1. Предпосылки возникновения экзистенциальной психологии и ее философские корни
1.Предпосылки возникновения экзистенциальной психологии
2.Экзистенциализм как культурно-исторический подход.
3.Экзистенциализм как философское течение.
Глава 2. Принципы и понятия экзистенциальной психологии
1. Экзистенциальный подход в психологии
2. Понятие «экзистенции» и «модуса» в экзистенциальной психологии
Глава 3. Актуальные направления экзистенциальных категорий в современной психологии
Заключение
Список литературы

Список литературы

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1989. – 230 с.
Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. литература, 1986. – 543 с.
Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества – М.: Худ. лит., 1989.– 383 с.
Бинсвангер Л. Бытие – в – мире. Введение в экзистенциальную психотерапию. – М.: КСП +, 1999. – 300 с.
Богданова Т. А. Экзистенциально-гуманистическая парадигма в континууме интегративного подхода в психологии// Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2004. – Выпуск 1. – С. 75 – 82.
Братусь Б.С. Образ человека в психологии// Психология с человеческим лицом. – М.: Смысл, 1997. – С.67–91.
Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. – М.: Смысл, 2001. – 197 с.
Брушлинский А.В., Знаков В.В. Новые возможности и перспективы развития психологической науки// Психологический журнал. – 1998. – Т.19. – № 8. – С. 170–172.
Бубер М. Путь человека согласно учению хасидизма// Хрестоматия по гуманистической психотерапии. – М., 1995. – С.275–301.
Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001.-304 с. 2001. – 304 с.
Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Изд-во Московского университета, 1984. – 200 с.
Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир,1992. – Т. 2. – 376 с.
Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы// Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. – СПб., 1997. – С.143–156.
Дорфман Л. Я. Детерминированность и свобода человека// Психология с человеческим лицом/ Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. – М. 1997. – С.145 – 155.
Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. –М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН – М, 2000. – 135 с.
Каган В.Е. Практическая психология для психологов и врачей: обучающий тестовый контроль. – М.: Смысл, Академический проект, 1999. – 807 с.

XX век перевернул очередную страницу в истории психологии, ознаменовав смену направления ее развития с научной на «гуманитарную» парадигму. (Братусь, 2000)На рубеже 19-20 веков, когда психология считала своей главной задачей придание ей статуса самостоятельной науки естественнонаучного цикла, она отделилась и отошла от философии, которая уже пыталась понять экзистенциальные проблемы человека. Психология все больше и больше приближалась к физиологии и математике: из учения о душе она стала наукой о психике человека, приоритетное место среди психологических методов занял научный лабораторный эксперимент.Но уже к середине прошлого века у многих психологов стала расти озабоченность тем, что объективный, беспристрастный научный анализ явлений человеческой психики, несмотря на многие великие открытия в области психоанализа, бихевиоризма, бытово-деятельностного и биосоциального подходов, приводили к редукции и «разделению на части» живого человека, выносили игнорировали его внутренний мир, его духовность.Предметом заботы психологов было совершенствование методов применения достижений и возможностей науки с целью вмешательства в психику человека, в человеческую природу. Всевозможные технологии захватили все сферы жизни и деятельности человека. Моральные, эмоциональные и психологические факторы были вытеснены прагматизацией задач науки.