Разработка метода оценки эффективности информационно-психологического воздействия на социотехнический объект
ВВЕДЕНИЕ
В условиях постоянного ведения информационных войн экспоненциально возрастает роль управления комплексной информационной безопасностью, обеспечивающего устойчивое функционирование социотехнических объектов (СТО). Информационно противоборство может возникнуть и проводиться на разных уровнях управления информационной безопасностью СТО – уровне психическом и уровне техническом. Социотехнический объект есть человек, структура которого представлена на рисунке 1, включает техническую и социальную части, а также различные среды, такие как информационная, технологическая, экологическая и т. п.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО_ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙТСВИЯ И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ НА СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ
1. Анализ научных взглядов на сущность, содержание информационно-психологического воздействия и его эффективности на социотехнический объект. Роль и место эффективности в информационно-психологическом воздействии.
2. Анализ нормативно-правового и нормативно-технического статуса функционирования информационно-психологического воздействия и его эффективности на социотехнический объект
3. Существующая практика управления информационно-психологическим воздействием и его эффективностью на социотехнический объект
4. Пути совершенствования информационно-психологического воздействия и его эффективности на социотехнический объект.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО_ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ
1. Развитие теоретических взглядов на эффективность информационно-психологического воздействия
1.1 Личностные факторы, характеризуют личность и ее отношение к окружающему миру.
1.2 Социальные факторы.
1.3. Ситуативные факторы
1.4 Факторы представления информации
2. Разработка метода оценки эффективности информационно-психологического воздействия.
3. Апробация метода оценки эффективности информационно-психологического воздействия
4. Совершенствование метода оценки эффективности и его применение относительно с рассматриваемыми условиями и факторами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баранов Е.Г. Информационно-психологическое воздействие: сущность и психологическое содержание // Национальный психологический журнал. – 2017. – No1(25). – С. 25–31
Баришполец В. А. Области применения информационно-психологического воздействия // Информационные технологии. – 2014. – Т. 6, № 1.
Гончаров, И. В., Паринов, П. А., & Сирота, А. А. (2017). Модели информационно-психологического воздействия. Вестник ВГУ. Серия: Системный анализ и информационные технологии, (3), 65-71
Демьяненко Н.Ю. Информационно-психологические воздействия в открытых информационно-телекоммуникационных системах: учеб. пособие/ Н.Ю. Демьяненко, О.А. Остапенко. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2008. 138 с.
Дербин Е.А. Лекции по дисциплине «Информационное противоборство» // МГТУ им. Н.Э. Баумана
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646.
Караяни А.Г., Ефремов В.В., Размазнин А.Н. и др. Информационно-психологическое противоборство: сущность, содержание, методы: учебное пособие / под редакцией А.М. Кондакова. – Москва, 2000. Караяни А.Г., Зинченко Ю.П. Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика: учебник. – Москва, 2007.
Касюк А. Я. Информационно-психологическое воздействие в информационном противоборстве // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. №1 (842). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-psihologicheskoe-vozdeystvie-v-informatsionnom-protivoborstve (дата обращения: 06.12.2022).
Качуровский Д.И. Особенности оценки эффективности избирательных кампаний на местном уровне. // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. Т. 6, No 3 (20). – стр. 396 – 399.
Лассуэлл Г.Д. Психопатология и политика: Монография / Пер. с англ. Т.Н. Самсоновой, Н.В. Коротковой. М.: Издательство РАГС, 2005. 352 с
Расширение масштабов проведения информационно-психологических операций (ИПО) волнует все государства, но понимая неотвратимость этого процесса государства сами «повышают ставки». Такая проблема приводит к всё большей дестабилизации в регионах планеты, а особое влияние производит на малообразованные страны. Эффект Даннинга-Крюгера — метакогнитивное искажение у низкоквалифицированных людей: они делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не осознают этих ошибок из-за неполноты знаний, умений и навыков, приходя к ложному определению пределов компетенции и завышению представлений о своих способностях — даже в незнакомых областях знаний и впервые совершаемых действиях. Данный эффект активно используется при информационно-психологических операций на странах «третьего мира».Информационные-психологические операции стараются проводить на группы людей или же объединять индивидов в массы, так ещё Гюстав Лебон в своей работе «Психология народов и масс» писал: «Поведение индивида в толпе носит бессознательный и иррациональный характер, ему присущи нетерпимость, догматизм, утрата чувства ответственности, повышенная эмоциональность и умственный примитивизм», тем самым, чем человек больше погружен в толпу, тем легче ему внушить информацию.

