Проектная деятельность, как условие развития у младших школьников исследовательских умений

Цель исследования: выявить педагогические условия развития исследовательских умений младших школьников посредством проектной деятельности
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
30.08.2022
Объем файла
153 Кб
Количество страниц
63
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
640 руб.
800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость развития исследовательских умений подтверждает ряд нормативно-правовых документов. 
Так, например, в Концепции модернизации общего образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся учащимся не только глубоких и прочных знаний, но и общеучебных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств [29, с. 38].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), одно из центральных мест, отводится проблеме развития исследовательских умений учащихся: интеллектуальных и практических умений, обусловленных самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном материале [46]. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения младших школьников в активную учебно-исследовательскую деятельность, в частности, проектную.
Однако, как указывает М.Б. Шумакова, на данный момент учителя начальных классов в большинстве своем имеют слабое представление о способах подготовки обучающихся к исследовательской деятельности. Те же, кто пытается заняться с младшими школьниками исследовательскими и учебно-исследовательскими проектами, как правило, не испытывают удовлетворения от результатов такой работы. В этой связи актуальным представляется выявление закономерностей формирования исследовательских умений младшего школьника, которое невозможно без разработки теоретической модели процесса формирования этого свойства во внеурочной деятельности. В практике организации исследовательской деятельности младшего школьника остается недостаточно исследованной проблема формирования исследовательских умений, условий интеграции проектно-исследовательской деятельности в систему начального образования в рамках нового ФГОС, не определены критерии и способы оценки эффективности формирования исследовательских умений младшего школьника [48, с. 42].

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ 8

1.1. Сущностные характеристики исследовательских умений младших школьников 8

1.2. Особенности развития исследовательских умений у младших школьников 14

1.3. Проектная деятельность, как условие развития исследовательских умений младших школьников 21

1.4. Особенности организация проектной деятельности, как условия развития у младших школьников исследовательских умений 26

Краткие выводы по главе I 32

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35

2.1. Краткая характеристика коллектива детей. Констатирующий этап исследования 35

2.2. Содержание работы по развитию исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности 43

2.3. Итоги заключительного этапа исследования 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адрианова С.А. Использование метода проектов в обучении школьников // Технология (Основа). 2015. № 1. С. 6-8.

2. Алякринская A.C. Возрастные и индивидуальные особенности обучаемости в структуре формирования личности младшего школьника. М.: Аспект Пресс, 2007. 160 с.

3. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника. 2014.  С. 43- 46. 

4. Боева Л.Л. Проектное развитие. М.: Академия, 2010. 141 с.

5. Бордовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе : учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 169 с.

6. Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Прогресс,  2015. 157 с.

7. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2013. 480 с.

8. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д.Е.Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Наука, 2012. 287 с.

9. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2016. 284 с.

10. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. №4. С. 91-94.

11. Головизнина Н.Л. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся // Вестник. 2003. № 48. С. 2-25.

12. Горячев А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. 2014. №5.  С. 15-19.

13. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе   М.: Учитель, 2014.   131 с.

14. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2011. 127 с.

15. Гузеев В.В. Образовательная технология: от проблемы до философии.  М.: Сентябрь, 2019. 112 с. 

16. Долгушина Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Логос, 2015. 130 с. 

17. Дубовкин В.А. Потенциал проектной деятельности в начальной школе. // Начальная школа. 2017. № 9. С. 51-55.

18. Зебзеева В.А. Формирование у детей младшего школьного возраста исследовательских умений в процессе ознакомления с окружающим миром // Начальная школа. 2015. № 5. С. 5-11. 

19. Зимняя И.А., Е.А. Шашенкова Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. М.: Сфера, 2018. 103 с.

20. Зуева С.В. Исследовательские умения учащихся: сущность и классификация умений, критерии и уровни сформированности. М: Академический проспект, 2016. 190 с.

21. Иванова Л.А. Исследовательская деятельность младших школьников // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. 2014. № 6. С. 191-195. 

22. Иванова Н.В. Анализ основных проблем организации проектной деятельности младших школьников // Ежемесячный научно-методический журнал. 2011. №7. С.101-105.

23. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект. Санкт Петербург. Культ Информ Пресс, 2013. 385 с. 

24. Калинина  С. В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся: подготовка к организации  // Управление начальной школой. 2014. № 6. С. 59-69.

25. Леонтович А.В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2005. № 7. С. 24-33. 

26. Леонтович А.В. Разговор об исследовательской деятельности» // Исследовательская работа школьников, 2006. №5. С. 38-46

27. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Просвещение, 2015. 304 с.

28. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 2011. 185 с.

29. Любимов Л.Л. Концепция модернизации общего образования. Без лозунгов, призывов и наставлений, но с ответами на вопросы: Что надо делать? Почему это надо делать? Как это можно сделать? М.: НИУ ВШЭ, 2020. 80 с.

30. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. М.: Вентана-Граф, 2014. 192 с.

31. Обухов А.С. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей. М.: НИИ школьных технологий, 2014. 295 с.

32. Обухов А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Исследовательская работа школьников. 2016. № 1. с. 100-107.

33. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М. Просвещение, 2011. 145 с. 

34. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности// Школьные технологии. 2006. №3. С. 85-91.

35. Романов П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования. М.: Прогресс, 2016. 163 с.

36. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. М.: Федоров 2016. 340 с. 

37. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Академия, 2014. 264 с. 

38. Савенков А.И. Я — исследователь  // Школьный психолог, 2008.  №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800107  

39. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: метод. пособие. М.: Просвещение, 2012. 512 с. 

40. Семенова Н.А Вопросы проектной деятельности в начальной школе// Вестник ТГПУ. 2013.  №2.  c. 209 - 211.

41. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: Аркти, 2014. 180 с.

42. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. 208 с.

43. Стрельцова И.В. Проекты и исследования // Начальная школа. 2008. № 9. С. 56-57. 

44. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в начальной школе. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. 212 с.

45. Успенский В.В. Исследовательские задачи и их место в учебном процессе. М.: Академия, 2007. 141 с.

46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ.  obrasovanie edu.ru

47. Хуторской А.В. Педагогика: учеб.-метод. комплекс. М.: Академия, 2013. 179 с.

48. Шумакова М.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. Работаем по новым стандартам. М.: Педагогика, 2019. 134 с. 

49. Эльконин Д.Е. Психология обучения младшего школьника. М.: Мысль, 2006. 278 с.

50. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. 2015. № 1. С. 48- 54. 

Таким образом, по представленным диаграммам видно, что показатели развития исследовательских умений остались без изменений, тогда как в экспериментальной группе наблюдается сдвиг в показателях. Возросла доля высокого уровня. В группе по-прежнему преобладает средний уровень развития исследовательских умений, но доля низкого уровня снизилась до одного человек. Стоит отметить, что во время проведения формирующего этапа, посещаемость Мироновой Яны составляла 16%, что и может объяснить ее низкие показатели.
Сравнительный анализ результатов диагностики развития исследовательских умений детей экспериментальной и контрольной групп, полученных на констатирующем и заключительном этапах позволил сделать вывод, что проектная деятельность в рамках формирующего этапа повлияла на уровень развития исследовательских умений детей экспериментальной группы.