Проектная деятельность, как условие развития у младших школьников исследовательских умений
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость развития исследовательских умений подтверждает ряд нормативно-правовых документов.
Так, например, в Концепции модернизации общего образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся учащимся не только глубоких и прочных знаний, но и общеучебных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств [29, с. 38].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), одно из центральных мест, отводится проблеме развития исследовательских умений учащихся: интеллектуальных и практических умений, обусловленных самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном материале [46]. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения младших школьников в активную учебно-исследовательскую деятельность, в частности, проектную.
Однако, как указывает М.Б. Шумакова, на данный момент учителя начальных классов в большинстве своем имеют слабое представление о способах подготовки обучающихся к исследовательской деятельности. Те же, кто пытается заняться с младшими школьниками исследовательскими и учебно-исследовательскими проектами, как правило, не испытывают удовлетворения от результатов такой работы. В этой связи актуальным представляется выявление закономерностей формирования исследовательских умений младшего школьника, которое невозможно без разработки теоретической модели процесса формирования этого свойства во внеурочной деятельности. В практике организации исследовательской деятельности младшего школьника остается недостаточно исследованной проблема формирования исследовательских умений, условий интеграции проектно-исследовательской деятельности в систему начального образования в рамках нового ФГОС, не определены критерии и способы оценки эффективности формирования исследовательских умений младшего школьника [48, с. 42].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ 8
1.1. Сущностные характеристики исследовательских умений младших школьников 8
1.2. Особенности развития исследовательских умений у младших школьников 14
1.3. Проектная деятельность, как условие развития исследовательских умений младших школьников 21
1.4. Особенности организация проектной деятельности, как условия развития у младших школьников исследовательских умений 26
Краткие выводы по главе I 32
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Краткая характеристика коллектива детей. Констатирующий этап исследования 35
2.2. Содержание работы по развитию исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности 43
2.3. Итоги заключительного этапа исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адрианова С.А. Использование метода проектов в обучении школьников // Технология (Основа). 2015. № 1. С. 6-8.
2. Алякринская A.C. Возрастные и индивидуальные особенности обучаемости в структуре формирования личности младшего школьника. М.: Аспект Пресс, 2007. 160 с.
3. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника. 2014. С. 43- 46.
4. Боева Л.Л. Проектное развитие. М.: Академия, 2010. 141 с.
5. Бордовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе : учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 169 с.
6. Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Прогресс, 2015. 157 с.
7. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2013. 480 с.
8. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д.Е.Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Наука, 2012. 287 с.
9. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2016. 284 с.
10. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. №4. С. 91-94.
11. Головизнина Н.Л. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся // Вестник. 2003. № 48. С. 2-25.
12. Горячев А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. 2014. №5. С. 15-19.
13. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе М.: Учитель, 2014. 131 с.
14. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2011. 127 с.
15. Гузеев В.В. Образовательная технология: от проблемы до философии. М.: Сентябрь, 2019. 112 с.
16. Долгушина Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Логос, 2015. 130 с.
17. Дубовкин В.А. Потенциал проектной деятельности в начальной школе. // Начальная школа. 2017. № 9. С. 51-55.
18. Зебзеева В.А. Формирование у детей младшего школьного возраста исследовательских умений в процессе ознакомления с окружающим миром // Начальная школа. 2015. № 5. С. 5-11.
19. Зимняя И.А., Е.А. Шашенкова Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. М.: Сфера, 2018. 103 с.
20. Зуева С.В. Исследовательские умения учащихся: сущность и классификация умений, критерии и уровни сформированности. М: Академический проспект, 2016. 190 с.
21. Иванова Л.А. Исследовательская деятельность младших школьников // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. 2014. № 6. С. 191-195.
22. Иванова Н.В. Анализ основных проблем организации проектной деятельности младших школьников // Ежемесячный научно-методический журнал. 2011. №7. С.101-105.
23. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект. Санкт Петербург. Культ Информ Пресс, 2013. 385 с.
24. Калинина С. В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся: подготовка к организации // Управление начальной школой. 2014. № 6. С. 59-69.
25. Леонтович А.В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2005. № 7. С. 24-33.
26. Леонтович А.В. Разговор об исследовательской деятельности» // Исследовательская работа школьников, 2006. №5. С. 38-46
27. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Просвещение, 2015. 304 с.
28. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 2011. 185 с.
29. Любимов Л.Л. Концепция модернизации общего образования. Без лозунгов, призывов и наставлений, но с ответами на вопросы: Что надо делать? Почему это надо делать? Как это можно сделать? М.: НИУ ВШЭ, 2020. 80 с.
30. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. М.: Вентана-Граф, 2014. 192 с.
31. Обухов А.С. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей. М.: НИИ школьных технологий, 2014. 295 с.
32. Обухов А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Исследовательская работа школьников. 2016. № 1. с. 100-107.
33. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М. Просвещение, 2011. 145 с.
34. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности// Школьные технологии. 2006. №3. С. 85-91.
35. Романов П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования. М.: Прогресс, 2016. 163 с.
36. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. М.: Федоров 2016. 340 с.
37. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Академия, 2014. 264 с.
38. Савенков А.И. Я — исследователь // Школьный психолог, 2008. №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800107
39. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: метод. пособие. М.: Просвещение, 2012. 512 с.
40. Семенова Н.А Вопросы проектной деятельности в начальной школе// Вестник ТГПУ. 2013. №2. c. 209 - 211.
41. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: Аркти, 2014. 180 с.
42. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. 208 с.
43. Стрельцова И.В. Проекты и исследования // Начальная школа. 2008. № 9. С. 56-57.
44. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в начальной школе. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. 212 с.
45. Успенский В.В. Исследовательские задачи и их место в учебном процессе. М.: Академия, 2007. 141 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. obrasovanie edu.ru
47. Хуторской А.В. Педагогика: учеб.-метод. комплекс. М.: Академия, 2013. 179 с.
48. Шумакова М.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. Работаем по новым стандартам. М.: Педагогика, 2019. 134 с.
49. Эльконин Д.Е. Психология обучения младшего школьника. М.: Мысль, 2006. 278 с.
50. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. 2015. № 1. С. 48- 54.
Таким образом, по представленным диаграммам видно, что показатели развития исследовательских умений остались без изменений, тогда как в экспериментальной группе наблюдается сдвиг в показателях. Возросла доля высокого уровня. В группе по-прежнему преобладает средний уровень развития исследовательских умений, но доля низкого уровня снизилась до одного человек. Стоит отметить, что во время проведения формирующего этапа, посещаемость Мироновой Яны составляла 16%, что и может объяснить ее низкие показатели.
Сравнительный анализ результатов диагностики развития исследовательских умений детей экспериментальной и контрольной групп, полученных на констатирующем и заключительном этапах позволил сделать вывод, что проектная деятельность в рамках формирующего этапа повлияла на уровень развития исследовательских умений детей экспериментальной группы.