Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно – деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем.
В настоящее время особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях. [1]
Развитие познавательной деятельности дошкольников – одна из актуальных проблем на совре
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Понятие познавательная активность………………………………………...6
1.2 Особенности формирования познавательной активности в старшем дошкольном возрасте у детей 6-7 лет 8
1.3 Значение дидактических игр в формировании познавательной активности у детей 11
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 16
2.1. Методология и методика эмпирического исследования 16
2.2. Результаты и анализ исследования 18
2.3. Система дидактических игр для развития познавательных способностей у детей 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .26
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ФГОС Дошкольное образование. URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения 15.12.2022)
2. Абдурагимова Л.Г. Исследование уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. [Текст] /Л.Г. Абдурагимова // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 12 (46). С. 78-80.
3. Авдулова, Т. П. Психология игры : учебник для вузов. [Текст] / Т. П. Авдулова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 232 с.
4. Бережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов. [Текст] / Е. Л. Бережковская. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 357 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. — М., 2016. – 324с.
6. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы : практическое пособие для вузов. [Текст] / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 302 с.
7. Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для вузов. [Текст] / Л. В. Годовникова. - 2-е изд. - Москва : Юрайт, 2020. - 218 с.
8. Демешина А.Р. Г.И. Щукина о познавательном интересе. [Текст] /А.Р.Демешина // Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 69-71.
9. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. [Текст] / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2014. - 176 c.
10. Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учебное пособие для среднего профессионального образования. [Текст] / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 149 с.
11. Ильин В. В. Теория познания. Гносеология. Учебник. – " Издательство"" Проспект""", 2019.
12. Козлова С. А. и др. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром. – 2016.
13. Михайлова В.Г. Дидактическая игра, как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. [Текст] /В.Г. Михайлова // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 2-2. С. 308-310.
14. Нуриева А.Р. Дидактические игры как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. [Текст] /А.Р. Нуриева // В сборнике: Вопросы образования и науки. сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2017. С. 242-244.
15. Нурбулатова А.Д. Сущность и уровни познавательной активности у детей дошкольного возраста. [Текст] /А.Д. Нурбулатова // Трибуна ученого. 2021. № 4. С. 387
Одна из особо важных задач современного дошкольного воспитания – создание условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь [1].
Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, обеспечивающей ту или иную ее информацию. Именно познавательные процессы позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, наметить ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения [19].
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, из этого следует тот ф

