Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Скачать курсовую работу на тему: "Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста". В которой исследован уровень сформированности познавательной активности у дошкольников 6-7 лет с ОВЗ. Разработана система дидактических игр по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
11.11.2025
Объем файла
242 Кб
Количество страниц
25
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно – деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем.
В настоящее время особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях. [1]
Развитие познавательной деятельности дошкольников – одна из актуальных проблем на совре

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5

1.1 Понятие познавательная активность………………………………………...6

1.2 Особенности формирования познавательной активности в старшем дошкольном возрасте у детей 6-7 лет 8

1.3 Значение дидактических игр в формировании познавательной активности у детей 11

Выводы по первой главе 15

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 16

2.1. Методология и методика эмпирического исследования 16

2.2. Результаты и анализ исследования 18

2.3. Система дидактических игр для развития познавательных способностей у детей 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .26  

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ФГОС Дошкольное образование. URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения 15.12.2022)

2. Абдурагимова Л.Г. Исследование уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. [Текст] /Л.Г. Абдурагимова // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 12 (46). С. 78-80. 

3. Авдулова, Т. П.  Психология игры : учебник для вузов. [Текст] / Т. П. Авдулова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 232 с.

4. Бережковская, Е. Л.  Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов. [Текст] / Е. Л. Бережковская. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 357 с.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. — М., 2016. – 324с.

6. Ворошнина, Л. В.  Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы : практическое пособие для вузов. [Текст] / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 302 с.

7. Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для вузов. [Текст] / Л. В. Годовникова. - 2-е изд. - Москва : Юрайт, 2020. - 218 с. 

8. Демешина А.Р. Г.И. Щукина о познавательном интересе. [Текст] /А.Р.Демешина // Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 69-71.

9. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. [Текст] / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2014. - 176 c.

10. Зацепина, М. Б.  Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учебное пособие для среднего профессионального образования. [Текст] / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 149 с.

11. Ильин В. В. Теория познания. Гносеология. Учебник. – " Издательство"" Проспект""", 2019.

12. Козлова С. А. и др. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром. – 2016.

13. Михайлова В.Г. Дидактическая игра, как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. [Текст] /В.Г. Михайлова // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 2-2. С. 308-310.

14. Нуриева А.Р. Дидактические игры как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. [Текст] /А.Р. Нуриева // В сборнике: Вопросы образования и науки. сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2017. С. 242-244.

15. Нурбулатова А.Д. Сущность и уровни познавательной активности у детей дошкольного возраста. [Текст] /А.Д. Нурбулатова // Трибуна ученого. 2021. № 4. С. 387

Одна из особо важных задач современного дошкольного воспитания – создание условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь [1].
Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, обеспечивающей ту или иную ее информацию. Именно познавательные процессы позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, наметить ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения [19].
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, из этого следует тот ф