Психологические результативность особенности родителями восприятия отношений подростками оптимальный отношений с перспектив родителями
ВВЕДЕНИЕ
Изучение психологических особенностей восприятия подростками отношений с родителями – процесс длительный, сложный, но необходимый и обязательный в работе каждого педагога. Не зная реальных взаимосвязей, нельзя правильно определить стратегию и тактику взаимодействия с воспитанниками и их родителями. Ведь ошибки семейного воспитания приводят к частым конфликтам не только между родителями и подростками, но и между учителями и подростками, и, наконец, к непониманию своих сверстников.
Подростковый период (12-16 лет) в развитии ребенка считают особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. Он обычно характеризуется как критический, переломный, переходный возраст.
Именно в подростковом возрасте проблема взаимоотношений с родителями очень актуальна, так как, несмотря на все близкие связи, ребенок в этот период меняется и растет. Семейные взаимоотношения играют одну из главных ролей в социализации личности подростка и оказывают большое влияние на его дальнейшую жизнь. Возникновение «трудных», «проблемных» подростков, также как детей с «комплексами», «забитых» – всегда является результатом неправильно сложившихся отношений в семье, его психологического микроклимата.
Нарушение взаимоотношений подростка и родителей, неспособность семьи справиться с трудностями и противоречиями подросткового возраста ставит его в трудное положение, приводит к неумению подростка разрешить конфликт между продолжающейся зависимостью от старших и новыми потребностями в самостоятельности. Несоответствие типа психологического взаимодействия в семье возрастным особенностям ребенка вызывает искаженное восприятие подростком отношений в семье, служит источником непонимания, влияет на эмоциональное состояние родителей и их детей, негативно сказывается на всех сферах жизнедеятельности, включая учебу, а также на личностном развитии подростков.
Содержание
Введение……………3
Глава 1. Изучение теоретических аспектов проблемы психологических особенностей восприятия подростками отношений с родителями …………..5
1.1. Влияние отношений с родителями на формирование личности подростка ………………………………………………………………………………...……5
1.2. Проблемы психологических особенностей восприятия подростками отношений с родителями ……..………………………………………...…..…..10
Глава 2. Эмпирическое исследование применения коррекционно-развиваю-щей программы для гармонизации восприятия подростками отношений с родителями .… …17
2.1. Выявление психологических особенностей восприятия подростками отношений с родителями…………...…...17
2.2. Коррекционно-развивающая программа гармонизации психологического восприятия подростками отношений с родителями …....….24
Заключение …...……………29
Список литературы……….…....32
Список использованной литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. СПб: Питер, 2015. 400 с.
2. Бойко Ю.В. Детско-родительские отношения как одно из условий развития у подростков позитивных установок на будущую семью // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. № 3–2. С. 241–244.
3. Вдовина М.В., Максимова А.А. Рекомендации по психолого- педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков // Молодой ученый. 2018. № 21. С. 703–705.
4. Гарибашвили Т.И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии // Известия ЮФУ. Технические науки. 2017. № 13 (68). С. 119–120.
5. Геворкян Т.В. Подростки и родители о семье как ценности // Гуманизация образования. 2015. № 1. С. 39–44.
6. Гимадиев А.М. О проблемах взаимоотношений родителей и повзрослевших детей // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2017. № 2 (4). С. 64–66.
7. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Диагностика типов детско- родительских отношений // Российский психологический журнал. 2015. Т. 6. № 1.С. 25 – 34.
8. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2018. 324 с.
9. Гурко Т.А. Развитие личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 99–107.
10. Дружинина Ю.А. Трудности в детско-родительских отношениях и совладающее поведение родителей и их детей подросткового возраста // Наука о человеке: гуманитарные исследования.2016.№ 2 (10). С. 128 – 134.
11. Евтушенко Е.А. Содержание эмоционально-оценочного компонента самосознания личности подростков в семьях с разными детско- родительскими отношениями // Наука. Образование. Личность. 2018. № 3. С. 95 – 101.
12. Ишембитова З.Г., Гиниятуллина А.Ш. Некоторые теоретические подходы к формированию детско-родительских отношений в семье // Вестник ВЭГУ. 2017. № 2 (76). С. 44–52.
13. Коджаспиров А.Ю. Психопрофилактика детско-родительских конфликтов в современной семье // Психологическая наука и образование. 2017. № 1. С. 1–13.
14. Колмогоров Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. М.: АСТ, 2018. 245 с.
15. Колтунов И.Е., Пережогин Л.О., Щедеркина И.О., Девятова О.Е. Психотерапия в группе коррекции детско-родительских отношений // Образование личности. 2016. № 3. С. 106–112.
16. Константинова А.Д. Родители как субъекты безопасной социализации подростка // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. № 45. С. 165–170.
17. Крылов А.А. Психология. М.: Дрофа, 2009. 362 с.
18. Лукьянченко Н.В. Синдром «несчастливого родителя» в родительском отношении к подростку // Социально-психологическое сопровождение лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию: проблемы и перспективы: сборник материалов научно-практической интернет- конференции. 2018. С. 59–64.
19. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия: справочник практического психолога. М.: ЭКСМО, 2017. 990 с.
20. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2018. 215 с.
21. Москаленко М.С. Психолого-педагогические условия эффективного преодоления детско-родительских конфликтов в семье подростка // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2017. Т. 18. № 3. С. 15–17.
22. Наумова Т.В. Влияние детско-родительских взаимоотношений на формирование личности подростка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2017. № 26. С. 41–44.
23. Нифонтова А.А., Гаршина Е.И. Проблемы взаимоотношения подростков с родителями // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 38–41.
24. Паршина В.В. Тренинг детско-родительских отношений в психосоциальной работе с семьей // Экономика, социология и право. 2016. № 11.С. 84–86.
25. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста // электронный ресурс https://obuchalka.org/. Дата публикации: 18.02.2021 03:44 UTC.
25. Сердюкова Е.Ф. Детско-родительские отношения в семье как основной фактор развития личности ребенка // Вестник ЧГУ. 2015. № 2 (14). С. 214–218.
26. Середюк К.С. Влияние детско-родительских отношений на представления подростков о семейной жизни // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 10. С. 171–172.
27. Сизаева В.Э., Лисинецкая А.А. Проблема детско-родительских отношений и их влияние на представления о своей семье // Наука и современность. 2015. № 153. С. 162–166.
28. Соколовский М.Л. Поведение родителей и отношение подростков к ним в семьях с разным психологическим климатом в семье // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 2 (4). С. 34–44.
29.Евтушенко Е.А. Содержание эмоционально-оценочного компонента самосознания личности подростков в семьях с разными детско- родительскими отношениями // Наука. Образование. Личность. 2016. № 3. С. 95 – 101.
30. Коджаспиров А.Ю. Психопрофилактика детско-родительских конфликтов в современной семье // Психологическая наука и образование. 2017. № 1. С. 1–13.
31.Ишембитова З.Г., Гиниятуллина А.Ш. Некоторые теоретические подходы к формированию детско-родительских отношений в семье // Вестник ВЭГУ. 2015. № 2 (76). С. 44–52.
32.Соколовский М.Л. Поведение родителей и отношение подростков к ним в семьях с разным психологическим климатом в семье // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 2 (4). С. 34–44.
33.Гарибашвили Т.И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии // Известия ЮФУ. Технические науки. 2016. № 13 (68). С. 119–120.
Следующая методика – опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним (ПОР) Е. Шафер. Основой служит опросник, который создал Е. Шафер в 1965 г. Эта методика базируется на положении Е. Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие – эмоциональное отвержение, психологический контроль – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.
Подросткам контрольной и экспериментальной групп предлагалось оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для их родителей (мам). Для этого необходимо было прочитать каждое из приведенных утверждений. Если утверждение полностью соответствует воспитательным принципам матери подростка, необходимо было написать рядом с ним «да», если данное высказывание частично подходит для матери подростка – необходимо написать «частично». Ответ «нет» указывался, если утверждение не относится к матери подростка.