Специфика лидерства в юношеской баскетбольной команде

Скачать курсовую работу на тему: "Специфика лидерства в юношеской баскетбольной команде". В которой проанализированы результаты изучения проявления лидерских качеств юных баскетболистов в спортивной команде в сравнении с группой учащихся класса с иноязычным уклоном. Сформулированы рекомендации для тренеров по развитию лидерских качеств юных баскетболистов в спортивной команде.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
07.11.2025
Объем файла
1733 Кб
Количество страниц
64
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность темы. ?В любом игровом виде спорта команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные, зачастую очень сложные отношения. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе - большое искусство и большой педагогический труд.
На формирование взаимоотношений между спортсменами в баскетбольной команде влияют различные факторы, особая роль среди которых отводится социально-психологическим аспектам, в частности, феномену лидерства.
Повышение эффективности соревновательной деятельности баскетболистов является одной из главных задач, стоящих перед тренером в работе с командами разного возраста и квалификации.
Современная теория предлагает различные подходы, основанные на ис

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения лидерства в юношеской спортивной команде 7

1.1. Понятие и типы лидерства в психологических исследованиях отечественных и зарубежных ученых 7

1.2. Спортивная команда как малая группа и коллектив в юношеской среде 14

1.3. Теоретические аспекты сущности лидера в игровых видах спорта 22

Глава 2. Экспериментальное изучение проявления лидерских качеств юных баскетболистов в спортивной команде 30

2.1. Организация и методы проведения исследования 30

2.2. Особенности проявления лидерских качеств юных баскетболистов в спортивной команде 33

2.3.  Рекомендации для тренеров по развитию лидерских качеств юных баскетболистов в спортивной команде 44

Заключение 51

Список использованных источников 55

Приложение 61

Список использованных источников

1. Абаев А.М. Психолого-педагогические проблемы субъектов образовательных физкульгурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей / А.М. Абаев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития». - Челябинск, 2018. - С. 6-8.

2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2020. - 224 с.

3. Базелевский Д. Как воспитать Лидера (практические рекомендации)  [Электронный ресурс] / Д. Базелевский. - URL: http://www.bazecamp.in.ua/2015/02/blog-post_17.html 

4. Бахтин М.М. Лидер в группе / М.М. Бахтин. – М.: Просвещение, 2015. – 149 с.

5. Белых А.К. Теория лидерства в спортивной команде [Электронный ресурс] / А.К. Белых  // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017029763

6. Бендас Т.В. Психология лидерства: гендерный и этнический аспекты / Т.В. Бендас. - М.: Проспект, 2021. – 545 с. 

7. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организованных групп. (Пер. с англ. А.А.Грузберга) / Э. Берн. -  Екатеринбург ЛИТУР, 2016. – 317 с.

8. Борисов Д.С. Феномен лидерства в спорте / Д.С. Борисов, В.М. Поздняк, А.С. Гладких // Актуальные вопросы профессионального образования. - 2019. - Т. 6. - №10 (58). - С. 21 – 22. 

9. Вороширина А.В. Выявление различий в оценке стимулов «лидер» и «успешный человек» в группах с разным уровнем образования / А.В. Вороширина // Педагогическое образование в России. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. - №8. – С. 202- 204. 

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 247 с.

11. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 288 с. 

12. Гоулман Д. С чего начинается лидер / Д. Гоулман. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. – 232 с. 

13. Джамгаров Т.Т. Лидерство в спорте / Т.Т. Джамгаров, В.И. Румянцева. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 80 с.

14. Зиатдинова И.И. Выявление лидерских качеств баскетболисток в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / И.И. Зиатдинова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 58-59. - URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5463 

15. Ильин Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин.– СанктПетербург, изд-во РГПУ им 

Необходимо также отметить, что значительное влияние на успешное завершение игрового эпизода в баскетболе оказывает степень понимания ведомым смысла конкретной игровой задачи, как им реализуется его понимание ситуации и задачи в условиях коллективного взаимодействия [17].
Лидеров можно условно классифицировать на деловых, эмоциональных и негативных. Деловым лидером в баскетбольной команде будет являться игрок с высоким уровнем технической, физической, тактической подготовленности, обладающий умением повлиять на партнеров в напряженный момент матча и принимающий на себя ответственность за исход соревновательных событий. Деловым лидером, как указывают Т.Т. Джамгаров и А.Ц. Пуни, будут являться спортсмены, выполняющие ведущие функциональные роли в команде [13].
В баскетболе таким лидером будет являться разыгрывающий — игрок, орга