Проблема происхождения сознания в ходе эволюции

Цель работы — раскрытие понятия сознания с различных точек зрения и изучение проблемы его происхождения в процессе эволюции
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
30.08.2022
Объем файла
179 Кб
Количество страниц
39
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
680 руб.
850 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение.

Центральным понятием современной психологии (и неотъемлемым элементом социальной системы) является субъект (человек), обладающий сознанием, которое позволяет ему рефлектировать (отражать) окружающую среду и свое положение в ней и организовывать себя и ее в соответствии с определенным планом (прогнозом).
Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.
Проблема сознания — одна из самых трудных и загадочных, ибо она сопутствует человеческому освоению мира, входит обязательной «добавкой» во все, что человек воспринимает как данность. Все его мысли, чувства, переживания, волнения проходят через то, что мы называем сознанием. Именно поэтому на протяжении столетий не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.
Актуальность данной темы состоит в том, что сознание представляет собой типичную и вместе с тем фундаментальную философскую проблему, интерес к которой с годами не угасает, а напротив, усиливается. Это обусловлено, прежде всего, тем, что сознание неотрывно связано с такой ключевой категорией любого мировоззрения, как человек.
Объектом данной работы является сознание, а предметом - происхождение сознания.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Сознание – как психологическое понятие

1.1. Общая характеристика сознания   

1.2. Функции и роль сознания

1.3. Структура и уровни сознания 

2. Происхождение и сущность сознания 

2.1. Проблема возникновения сознания

2.2. Гипотезы происхождения сознания, его природа и социально-культурная сущность

2.3. Этапы развития сознания

2.4. Язык, сознание и речь

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература

1. Введение в психологию. Под ред. Проф. Петровского А.В. – Москва: «Академия», 1995.
2. Психология: Учебник для вузов/ Л.Д. Столяренко. – СПб.: Лидер,2004.
3. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат,1972.
5. Общая психология; Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981.
7. Лурия А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д. Хомской, 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
8. Глейтман Г. И др. Основы психологии: Пер. с англ./ Под ред. Большакова В.Ю., Дружинина В.Н. – СПб.: Речь, 2001.
9. Кочемировская Е.А., Жидко М.Е. Введение в общую психологию. Х. «ХАИ», 2002.
10. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
11. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб., 2001
13. Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977.
15. Солсо Р. Когнитивная психология. – СПб, 2002.
16. Жидко М.Е., Кочемировская Е.А. Основы прикладной и экспериментальной психологии. – Х., 2002.
17. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 2002.
18. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: «Питер», 2000.
19. Психофизиология. Учебник для вузов. – СПб., 2001.
20. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. – М., 2002.

Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.
От рождения до зрелости человек проходит сложный путь психического развития. Существует большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Рассмотрим характеристики психологического содержания стадий, выделенных А.Н. Леонтьевым.
Стадия новорожденности, которая длится до 2-х месяцев ребенка. Образ жизни ребенка мало отличается от внутриутробного периода: сон занимает 4/5 всего времени, внешняя активность сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище, ручные и переместительные движения отсутствуют. Однако уже на этой стадии начинается формирование поведения в виде простейших актов, а также формирование сферы ощущений. Развиваются ощущения со стороны губ, рта, щек; происходит развитие ориентировочных реакций (затихание при шепоте мамы). В 3-4 недели появляется реакция в виде оживления, которая проявляется в улыбке ребенка на разговор человека. У ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.
В раннем младенческом возрасте (2 – 6 месяцев) ребенок начинает оперировать предметами, начиная с попыток все схватить, ощупать с одновременной зрительной фиксацией – происходит формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия.