Роль государства в формировании механизмов развития региональной инфраструктуры: зарубежный опыт и российская практика
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Глобальный финансовый кризис 2007-2009 гг. сделал особенно актуальными теоретические и практические подходы к трактовке инфраструктуры в качестве фактора обеспечения устойчивого экономического роста. Свидетельством тому являются амбициозные программы развития и модернизации инфраструктуры, принятые правительствами многих стран мира, включая США и Китай.
Инвестиции в инфраструктуру – это идеальный путь перераспределения ресурсов и рабочей силы из стагнирующих секторов экономики в перспективные отрасли-драйверы экономического развития. Согласно широко признанным расчетам Марка Занди, главного экономиста компании Moody’s Economy, государственные капиталовложения в инфраструктуру стимулируют частные инвестиции; при этом, каждый доллар, потраченный на инфраструктурные проекты, вызывает мультипликационный эффект в размере 1,59 долл. Кроме того, бизнес в целом выигрывает вследствие сокращения транспортных, коммуникационных и энергетических издер
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. Концептуальные подходы к трактовке роли государства в развитии региональной инфраструктуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1. Региональная инфраструктура и ее роль в развитии национальных экономических систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.2. Анализ теории общественных (смешанных) благ: региональное развитие в системе функций государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
1.3. Проблемы формирования эффективных механизмов государственного регулирования региональной инфраструктуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
ГЛАВА 2. Зарубежный опыт формирования механизмов развития региональной инфраструктуры с участием государства. . . . . . 57
2.1. Национальные модели стимулирования государством развития региональной инфраструктуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
2.2. Особенности механизмов финансирования региональных инфраструктурных проектов в зарубежных странах. . . . . . . . . . .79
2.3. Государственно-частное партнерство в развитии региональных инфраструктурных проектов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования механизмов развития региональной инфраструктуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
3.1. Повышение эффективности инфраструктурных инвестиций инструментами государственной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . .109
3.2. Место инфраструктурных проектов в процессе замещения дефицитных факторов и условий производства в России. . . . . . .130
3.3. Совершенствование российской практики государственного менеджмента региональных инфраструктурных проектов. . . . . . . . . .140
3.4. Развитие инфраструктурных проектов - основа социально-экономического сближения регионов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
БИБЛИОГРАФИЯ.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
ПРИЛОЖЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216
Библиографический список
Законодательные и нормативные акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья.
2. Федеральный закон от 03.02.96 №17-ФЗ «О банках и банковской деятельности».
3. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития».
4. Федеральный закон №208-ФЗ от 26.12.1995. «Об акционерных обществах».
5. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. №1007-р.
6. Методика расчёта показателей и применение критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счёт средств инвестиционного фонда Российской Федерации. Утверждена Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 139 / N 82н.
7. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21 июня 1999 г. N ВК 477.
8. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005г. №115-ФЗ.
9. Федеральный закон «Об особых экономических зонах Российской Федерации» от 8 июля 2005г. № 116-ФЗ.
10. Проект федерального закона "Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций".
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 103 "О предоставлении в 2009 - 2010 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
12. Закон 30/2007 от 31.10.2007г. «О государственных контрактах» Испании.
13. Закону № 13 «О концессии государственной недвижимости» (Закон о концессии Испании) от 23.05.2003г.
14. Закон «О частном и государственном партнерстве» (ЧГП) Республики Польша от 2005г.
15. Green Paper on PPPs, European Commission, 2004.
16. «The Safe, Accountable, Flexible, Efficient Transportation Equity Act: A Legacy for Users», 1995.
17. Transportation Infrastructure Finance and Innovation Act, TIFIA, 1998.
18. UK Her Majesty Treasury Working Letter, May 2009.
Монографии, статьи, материалы тематических конференций
19. Актуальные валютно-финансовые проблемы мира: Сборник научных трудов / МГИМО. Редкол.: В.Ю. Катасонов, Е.Н. Левитская, О.В. Хмыз – Москва, 2004.
20. Алешина О.Г. Инфраструктура рыночной экономики России: особенности становления, (на примере товарного рынка)/О.
2.2. Особенности механизмов финансирования региональных инфраструктурных проектов в зарубежных странах
Форсирование динамики инвестиционного процесса на региональном уровне неизбежно требует соответствующего институционального обеспечения со стороны государства. Катализаторами процессов подобной модернизации являются эффективные механизмы финансирования, обеспечиваемые, прежде всего, банковским сектором. В их числе первыми по значимости являются инструменты комплексного долгосрочного кредитования, получившие известность в мире во второй половине XX в. как проектное финансирование. Гибкость и высокая технологичность последнего определяется тем, что оно несет в себе возможности получения заемщиками ?длинных денег? на разумных условиях, благодаря специфическим методам распределения рисков и детальной процедуре оценки э

